Содержание модульной программы

Модуль I. Международный уровень нормативно-правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья В результате изучения студенты должны знать: историю изменения отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, состояние современного этапа развития специального дефектологического образования; нормативно-правовое обеспечение системы специального образования международного и федерального уровней В результате изучения студенты должны уметь: выделять противоречия между рекомендациями нормативных документов международного уровня и своеобразием их внедрения в разных странах; определять актуальные проблемы и выделять направления исследовательской работы в отечественном специальном образовании В результате изучения студенты должны владеть: современной терминологией отечественного специального образования  
Аудиторная работа  
Лекции Практические занятия  
Лекция 1.1 (4 часа) Дефектология в меняющемся мировом образовательном пространстве План 1. История становления отечественной дефектологии. 2. Периодизация изменения отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеева. 3. Характеристика современного этапа специальной педагогики России как части общемировой системы оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Основная литература: 7, 8 Дополнительная литература: 4, 15 Практическое занятие 1.1 (2 часа) Дефектология в меняющемся мировом образовательном пространстве План 4. История становления отечественной дефектологии. 5. Периодизация изменения отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеева. 6. Характеристика современного этапа специальной педагогики России как части общемировой системы оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Основная литература: 7, 8 Дополнительная литература: 4, 15  
Лекция 1.2. (2 часа). Современный этап развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. План: 1. Нормативная основа изменения отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья международного и федерального уровней. 2. Основные тенденции специального образования в Западной Европе. 3. Проблемы «включения в общий поток» mainstreaming. 4. Задачи модернизации специального образования в России. 5. Основные направления научных исследований в специальном образовании. Основная литература: 7, 8 Дополнительная литература: 5, 10, 13 Практическое занятие 1.2. (4 часа) Современный этап развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. План: 1. Основные международные правовые акты в области специального образования 2. Ратификация Декларации ОНН о правах инвалидов странами Западной Европы. 3. Ратификация Декларации ОНН о правах умственно отсталых странами Западной Европы 4. Ратификация Декларации ОНН о правах инвалидов Россией. 5. Ратификация Декларации ОНН о правах умственно отсталых странами Россией. 6. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношение государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья федерального уровня. Основная литература: 7, 8 Дополнительная литература: 5, 10, 13  
  Практическое занятие 1.3. (4 часа). Терминологическое пространство современной специальной педагогики План: 1. Языковая политика в отношении лиц с нарушениями развития. 2. Понятие «особые образовательные потребности». 3. Соотнесение понятийного аппарата дефектологии и специальной педагогики 4. Специальная педагогика. 5. Специальная психология. 6. Ограниченные возможности здоровья. Основная литература: 7, 8 Дополнительная литература: 5  
     
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы внеаудиторной работы 1. Составить схему основных этапов развития специального образования в России. 2. Составить таблицу-соотнесение основных задач современного этапа развития специального образования в России и в странах Западной Европы 3. Систематизировать нормативно-правовую документацию, обеспечивающую развитие специального образования в России, международного и федерального уровней. 4. Составить аналитическую таблицу «Основные законодательные акты России об обеспечении образовательными услугами лиц с ограниченными возможностями здоровья». 5. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов 6. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений 7. Составление словаря терминов 8. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях 9. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме 10. Электронный вариант статей по изучаемым темам
Контроль (итоговый контроль в приложении 1)
Текущий контроль выполнения заданий к семинарам, внеаудиторной работы
Доклад на заданную тему с мультимедийным сопровождением: 0,2
Нахождение противоречий в выступлении, дискуссия 0,3
Модуль II. Основные направления модернизации отечественной дефектологии В результате изучения студенты должны знать: направления научных исследований в отечественной дефектологии В результате изучения студенты должны уметь: определять актуальность, научно-методических, учебных и практических исследований В результате изучения студенты должны владеть: навыком поиска информации по заданной тематике; умением находить тему для исследования в области отечественного специального образования
Аудиторная работа
Лекции Практические занятия
Лекция 2.1. (2 часа) Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья План: 1. Понятие «интеграция» в современном образовательном пространстве. 2. Теоретический и практический уровень понимания интеграции лиц с ОВЗ 3. История интеграции лиц в ОВЗ в образовательное пространство 4. Нормативно-правовое обеспечение образовательной интеграции лиц с ОВЗ. 5. Основный направления социальной и образовательной интеграции лиц с ОВЗ Основная литература: 1, 2, 4, 6 Дополнительная литература: 1, 2, 14 Практическое занятие 2.1. (4 часа) Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья План: 6. Понятие «интеграция» в современном образовательном пространстве. 7. Теоретический и практический уровень понимания интеграции лиц с ОВЗ 8. История интеграции лиц в ОВЗ в образовательное пространство 9. Нормативно-правовое обеспечение образовательной интеграции лиц с ОВЗ. 10. Основный направления социальной и образовательной интеграции лиц с ОВЗ Основная литература: 1, 2, 4, 6 Дополнительная литература: 1, 2, 14
Лекция 2.2. (2 часа). Ранняя педагогическая помощь детям с ОВЗ как основа интеграционных процессов. План: 1. Теоретические основы создания системы раннего выявления и коррекционно-предупредительного воздействия при различных вариантах отклоняющегося развития. 2. Методологические принципы организации и содержания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. 3. Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень интеграции. 4. Модели оказания ранней помощи в Европейских государствах. 5. Модели оказания ранней помощи в России. Основная литература: 3, 7, 8 Дополнительная литература: 3, 17 Практическое занятие 2.2. (2 часа). Ранняя педагогическая помощь детям с ОВЗ как основа интеграционных процессов. План: 1. Теоретические основы создания системы раннего выявления и коррекционно-предупредительного воздействия при различных вариантах отклоняющегося развития. 2. Методологические принципы организации и содержания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. 3. Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень интеграции. 4. Модели оказания ранней помощи в Европейских государствах. 5. Модели оказания ранней помощи в России. Основная литература: 3, 7, 8 Дополнительная литература: 3, 17
  Практическое занятие 2.3. (2 часа). Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья План 1. Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ. 2. Методологическая основа организации и содержания работы с родителями детей с ОВЗ. 3. Формы и методы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ. 1. Включение семьи в процессы коррекции и интеграции. 2. Возможные модели работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Основная литература: 4, 6, 7, 8 Дополнительная литература: 16
  Практическое занятие 2.4. (4 часа) Специальные образовательные стандарты начального образования для детей с ОВЗ План: 1. Дифференциация уровней и вариантов 2. Требования к структуре основных образовательных программ 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования 4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ 1. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения). 2. Специальный Федеральный государственный стандарт начального образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Основная литература: 4 Дополнительная литература: 6, 7, 8, 11, 18
Лекция 2.5. (2 часа). Проблемы и перспективы развития специального образования в России План: 1. Система специального образования нового типа 1. Тенденции развития дефектологической науки в России. 2. Тенденции изменения системы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в России Основная литература: 7, 8 Дополнительная литература: 1, 12, 13, 14 Практическое занятие 2.5. (2 часа). Проблемы и перспективы развития специального образования в России План: 3. Система специального образования нового типа 2. Тенденции развития дефектологической науки в России. 4. Тенденции изменения системы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в России Основная литература: 7, 8 Дополнительная литература: 1, 12, 13, 14
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Разработать модели образовательной интеграции детей с различными вариантами нарушенного развития. 2. Создать модель системы помощи детям раннего возраста. 3. Систематизировать методы и приемы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ в соответствии с возрастными особенностями. 4. Разработать план внедрения специального Федерального образовательного стандарта в условиях специализированного учреждения для детей с ОВЗ различных типов. 5. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов 6. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений 7. Составление словаря терминов 8. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях 9. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме 10. Электронный вариант статей по изучаемым темам
           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: