Модуль I.
Международный уровень нормативно-правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
В результате изучения студенты должны знать: историю изменения отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, состояние современного этапа развития специального дефектологического образования; нормативно-правовое обеспечение системы специального образования международного и федерального уровней
В результате изучения студенты должны уметь: выделять противоречия между рекомендациями нормативных документов международного уровня и своеобразием их внедрения в разных странах; определять актуальные проблемы и выделять направления исследовательской работы в отечественном специальном образовании
В результате изучения студенты должны владеть: современной терминологией отечественного специального образования
| |
Аудиторная работа
| |
Лекции
| Практические занятия
| |
Лекция 1.1 (4 часа) Дефектология в меняющемся мировом образовательном пространстве
План
1. История становления отечественной дефектологии.
2. Периодизация изменения отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеева.
3. Характеристика современного этапа специальной педагогики России как части общемировой системы оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Основная литература: 7, 8
Дополнительная литература: 4, 15
| Практическое занятие 1.1 (2 часа) Дефектология в меняющемся мировом образовательном пространстве
План
4. История становления отечественной дефектологии.
5. Периодизация изменения отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеева.
6. Характеристика современного этапа специальной педагогики России как части общемировой системы оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Основная литература: 7, 8
Дополнительная литература: 4, 15
| |
Лекция 1.2. (2 часа). Современный этап развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
План:
1. Нормативная основа изменения отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья международного и федерального уровней.
2. Основные тенденции специального образования в Западной Европе.
3. Проблемы «включения в общий поток» mainstreaming.
4. Задачи модернизации специального образования в России.
5. Основные направления научных исследований в специальном образовании.
Основная литература: 7, 8
Дополнительная литература: 5, 10, 13
| Практическое занятие 1.2. (4 часа) Современный этап развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
План:
1. Основные международные правовые акты в области специального образования
2. Ратификация Декларации ОНН о правах инвалидов странами Западной Европы.
3. Ратификация Декларации ОНН о правах умственно отсталых странами Западной Европы
4. Ратификация Декларации ОНН о правах инвалидов Россией.
5. Ратификация Декларации ОНН о правах умственно отсталых странами Россией.
6. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношение государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья федерального уровня.
Основная литература: 7, 8
Дополнительная литература: 5, 10, 13
| |
| Практическое занятие 1.3. (4 часа). Терминологическое пространство современной специальной педагогики
План:
1. Языковая политика в отношении лиц с нарушениями развития.
2. Понятие «особые образовательные потребности».
3. Соотнесение понятийного аппарата дефектологии и специальной педагогики
4. Специальная педагогика.
5. Специальная психология.
6. Ограниченные возможности здоровья.
Основная литература: 7, 8
Дополнительная литература: 5
| |
|
| |
Внеаудиторная работа
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
Темы внеаудиторной работы
1. Составить схему основных этапов развития специального образования в России.
2. Составить таблицу-соотнесение основных задач современного этапа развития специального образования в России и в странах Западной Европы
3. Систематизировать нормативно-правовую документацию, обеспечивающую развитие специального образования в России, международного и федерального уровней.
4. Составить аналитическую таблицу «Основные законодательные акты России об обеспечении образовательными услугами лиц с ограниченными возможностями здоровья».
| 5. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов
6. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений
7. Составление словаря терминов
8. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях
9. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме
10. Электронный вариант статей по изучаемым темам
|
Контроль (итоговый контроль в приложении 1)
|
Текущий контроль выполнения заданий к семинарам, внеаудиторной работы
|
Доклад на заданную тему с мультимедийным сопровождением:
| 0,2
|
Нахождение противоречий в выступлении, дискуссия
| 0,3
|
Модуль II.
Основные направления модернизации отечественной дефектологии
В результате изучения студенты должны знать: направления научных исследований в отечественной дефектологии
В результате изучения студенты должны уметь: определять актуальность, научно-методических, учебных и практических исследований
В результате изучения студенты должны владеть: навыком поиска информации по заданной тематике; умением находить тему для исследования в области отечественного специального образования
|
Аудиторная работа
|
Лекции
| Практические занятия
|
Лекция 2.1. (2 часа) Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья
План:
1. Понятие «интеграция» в современном образовательном пространстве.
2. Теоретический и практический уровень понимания интеграции лиц с ОВЗ
3. История интеграции лиц в ОВЗ в образовательное пространство
4. Нормативно-правовое обеспечение образовательной интеграции лиц с ОВЗ.
5. Основный направления социальной и образовательной интеграции лиц с ОВЗ
Основная литература: 1, 2, 4, 6
Дополнительная литература: 1, 2, 14
| Практическое занятие 2.1. (4 часа) Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья
План:
6. Понятие «интеграция» в современном образовательном пространстве.
7. Теоретический и практический уровень понимания интеграции лиц с ОВЗ
8. История интеграции лиц в ОВЗ в образовательное пространство
9. Нормативно-правовое обеспечение образовательной интеграции лиц с ОВЗ.
10. Основный направления социальной и образовательной интеграции лиц с ОВЗ
Основная литература: 1, 2, 4, 6
Дополнительная литература: 1, 2, 14
|
Лекция 2.2. (2 часа). Ранняя педагогическая помощь детям с ОВЗ как основа интеграционных процессов.
План:
1. Теоретические основы создания системы раннего выявления и коррекционно-предупредительного воздействия при различных вариантах отклоняющегося развития.
2. Методологические принципы организации и содержания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень интеграции.
4. Модели оказания ранней помощи в Европейских государствах.
5. Модели оказания ранней помощи в России.
Основная литература: 3, 7, 8
Дополнительная литература: 3, 17
| Практическое занятие 2.2. (2 часа). Ранняя педагогическая помощь детям с ОВЗ как основа интеграционных процессов.
План:
1. Теоретические основы создания системы раннего выявления и коррекционно-предупредительного воздействия при различных вариантах отклоняющегося развития.
2. Методологические принципы организации и содержания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Система раннего выявления и ранней коррекции как необходимая ступень интеграции.
4. Модели оказания ранней помощи в Европейских государствах.
5. Модели оказания ранней помощи в России.
Основная литература: 3, 7, 8
Дополнительная литература: 3, 17
|
| Практическое занятие 2.3. (2 часа). Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
План
1. Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.
2. Методологическая основа организации и содержания работы с родителями детей с ОВЗ.
3. Формы и методы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.
1. Включение семьи в процессы коррекции и интеграции.
2. Возможные модели работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основная литература: 4, 6, 7, 8
Дополнительная литература: 16
|
| Практическое занятие 2.4. (4 часа) Специальные образовательные стандарты начального образования для детей с ОВЗ
План:
1. Дифференциация уровней и вариантов
2. Требования к структуре основных образовательных программ
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ
1. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения).
2. Специальный Федеральный государственный стандарт начального образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основная литература: 4
Дополнительная литература: 6, 7, 8, 11, 18
|
Лекция 2.5. (2 часа). Проблемы и перспективы развития специального образования в России
План:
1. Система специального образования нового типа
1. Тенденции развития дефектологической науки в России.
2. Тенденции изменения системы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в России
Основная литература: 7, 8
Дополнительная литература: 1, 12, 13, 14
| Практическое занятие 2.5. (2 часа). Проблемы и перспективы развития специального образования в России
План:
3. Система специального образования нового типа
2. Тенденции развития дефектологической науки в России.
4. Тенденции изменения системы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в России
Основная литература: 7, 8
Дополнительная литература: 1, 12, 13, 14
|
Внеаудиторная работа
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
1. Разработать модели образовательной интеграции детей с различными вариантами нарушенного развития.
2. Создать модель системы помощи детям раннего возраста.
3. Систематизировать методы и приемы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ в соответствии с возрастными особенностями.
4. Разработать план внедрения специального Федерального образовательного стандарта в условиях специализированного учреждения для детей с ОВЗ различных типов.
| 5. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов
6. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений
7. Составление словаря терминов
8. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях
9. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме
10. Электронный вариант статей по изучаемым темам
|
| | | | | |