Заключение. Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Таким образом, в результате проведенного анализа были решены поставленные во введении задачи:

- определена сущность конкуренции, критерии и подходы к ее классификации;

- выделены основные характерные черты конкуренции в России;

- рассмотрено действие конкуренции на современных товарных рынках;

- проанализирован современный рынок рыбной продукции Приморского края и описаны основные методы повышения конкурентной борьбы на данном рынке.

Важно отметить, что существование различных критериев и подходов к определению конкуренции по методам реализации позволяет выделить ценовую и неценовую конкуренцию.

К ценовой относят экономическое соперничество с помощью цен -постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости.

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Избранная российскими товаропроизводителями модель экономического поведения позволяет ранжировать предприятия в зависимости от степени развития конкуренции на товарных рынках на две группы:

1. предприятия, функционирующие на концентрированных и монополизированных рынках товаров и услуг;

2. во вторую группу включены предприятия, работающие на конкурентных рынках.

Основные черты экономического поведения предприятий первой группы — отсутствие поиска путей расширения производства, снижения себестоимости продукции, повышения качества оказываемых услуг, инертность в выработке и проведении маркетинговых стратегий.

В свою очередь в деятельности функционирующих на конкурентных рынках предприятий наблюдаются прямо противоположные модели поведения.

С одной стороны, это субъекты хозяйствования, которые в условиях жесткой конкуренции не нашли своей ниши на рынке, вследствие чего ими выдвигаются требования мер государственной поддержки, т.е. целевых инвестиций, налоговых льгот, таможенного протекционизма.

С другой стороны, нашедшие свой сегмент рынка и успешно работающие предприятия, хотя и проигрывающие иностранным компаниями в рекламной политике и качестве упаковки. Для них характерны продуманная ассортиментная политика, интеграция с поставщиками сырья и комплектующих, технологическая перестройка производства, отлаженные схемы сбыта продукции и поиск новых каналов сбыта, разработка инвестиционной программы (долгосрочные финансовые вложения — доли и акции в дочерних предприятиях, фирменных магазинах, коммерческих банках), работа с недвижимостью.

Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы.

Особенно обостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках, где конкурентные позиции даже крупнейших монополий не являются устойчивыми (пример мирового рынка автомобилей, где "Дженерал моторе" уступила первое место по продаже автомобилей в США, которое ей принадлежало почти 50 лет, японской компании "Ниссан").

Ценовая конкурентоспособность России после пика в 1999 г. неуклонно снижалась, причем до 2009 г. примерно одинаковыми темпами как по ценам, так и по издержкам. К концу 2009 г. темп прироста реального эффективного курса по издержкам на труд был почти в два раза выше, чем по индексу потребительских цен. В 2010 г. такая тенденция сохраняется, и конкурентоспособность России по издержкам на труд снизилась еще больше. Таким образом, получить целостную картину изменения конкурентоспособности реального сектора экономики и оценить влияние на нее реального валютного курса на эмпирическом уровне непросто, так как, помимо реального курса рубля и роста производительности труда, на конкурентоспособность воздействуют другие трудноуловимые микроэкономические и отраслевые факторы.

На товарном рынке ценовая конкуренция развивается в тесной связи с условиями и практикой неценовой конкуренции, выступает по отношению к последней в зависимости от обстоятельств, ситуации на рынке и проводимой политики, как подчинённой, так и доминирующей. Ценовая конкуренция «восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар, завоёвывал желаемую долю рынка». В условиях современного рынка «война цен» является одним из видов конкурентной борьбы с соперником, причём такое ценовое противостояние часто приобретает скрытый характер.

Рамками, ограничивающими возможности ценовой конкуренции, являются, с одной стороны, себестоимость продукции, с другой стороны - институциональные особенности рынка, определяющие специфическую структуру продавцов и покупателей и, соответственно, - предложения и спроса.

Конкурентная среда в сфере рыбохозяйственного комплекса формируется под воздействием процессов изменения структуры рынка рыбной продукции, сочетания рыночной конкуренции и государственных механизмов регулирования.

В целом региональный рынок рыбных товаров является умеренно-концентрированным с развивающейся конкурентной средой.

На сегодняшний день его можно отнести к первой группе отечественных рынков, где больший вес имеет ценовая конкуренция. Неразвитая техническая база, устаревшее оборудование и сложность входа на рынок не дают предприятиям использовать неценовую конкуренцию и расширять производство.

Однако в 2013 году была принята программа по развитию конкурентной среды Приморского края, которая включает ряд мер со стороны государства по стимулированию развития как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Список использованной литературы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: