Существует ли логика истории? Этот вопрос ставит Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы». Не скрывается ли за всеми случайными и не поддающимися учету единичными событиями метафизическая структура исторического человечества, по существу не зависимая от бросающихся в глаза поверхностных культурно-политических явлений? {Шпенглер 0. Закат Европы. М., 1993, с. 5).0 смысле истории размышляли многие русские философы, в том числе и B.C. Соловьев.
Можно поставить и еще вопросы: как движется история? Не развертывается ли она линейно, последовательно, приближаясь ко все новым и новым стадиям? Идея последовательного исторического развития получила развитие в христианстве. Но действительно ли история движется по строго обусловленному маршруту? Верно ли, что события совершаются по объективной логике истории, без участия людей, их свободной воли? Разве мы не сами творим историю? В современной философии утвердилась мысль о том, что никакой фатальной (роковой, неотвратимой) необходимости в истории нет. История свободна. Она чрезвычайно вариативна, когда речь идет о конкретных исторических процессах.
|
|
Одна из первых попыток создать теоретически обоснованную периодизацию человеческой истории была предпринята итальянским философом Джамбаттистой Вико (1668-1744). В своем сочинении «Основания новой науки об общей природе наций» он пришел к такому выводу: народы развиваются из самих себя, по законам, присущим природе людей. В этом развитии они проходят три эпохи: божественную, героическую и человеческую. Концепция Вико — одна из первых теорий циклического развития истории. Он полагал, что все народы, подчиняясь всеобщему закону, должны пройти по одному и тому же пути развития. Цикл, согласно представлениям сторонников циклической концепции, есть совокупность явлений, процессов, составляющих круговорот в течение известного промежутка времени, выражение идеи повторяемости, возвращаемости событий.
Существование циклов в природе и обществе издавна привлекало внимание философов и ученых. Так, в древнекитайской «Книге перемен» процессы в мире описываются как последовательное чередование ситуаций, рождающихся в результате^ взаимодействия света и тьмы.
В мировой философии, надо признать, чаще рождались все-таки не циклические, а линейные, или прогрессистские концепции. Так, французский философ Ж. Кондорсе (1743-1794) в главной работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) делил историю на 10 эпох, обосновывая идею бесконечного совершенствования капиталистического строя. К. Маркс обосновал понятие общественно-экономической формации, которая представляла собой исторически определенный тип общества. Формация — «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6, с. 442).
|
|
Иной взгляд на историю принадлежит 0. Шпенглеру. В основе его концепции истории лежит уподобление (аналогия) культуры живому организму. Точно так же, как живые организмы, проходят определенные стадии (фазы, циклы): рождаются, живут, расцветают, дряхлеют и умирают, цветенье культуры не вечно, оно утрачивает свой жизнеутверждающий пафос. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.
По мнению 0. Шпенглера, культурно-исторические типы загер-метизированы, непроницаемы друг для друга. Эта мысль, напомним, содержалась и в книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, который считал историческим законом непередава-емость культурных начал. Однако такое понимание исторического процесса подверг критике еще B.C. Соловьев, утверждавший, что действительное движение истории состоит главным образом в передаче культурного наследия. Так, возникший в Индии буддизм был передан народам монголоид-ной расы и определил собой духовный характер и культурно-историческую судьбу всей Восточной и Северной Азии. Разноплеменные народы передней Азии и Северной Африки, составлявшие, по Н. Я. Данилевскому, несколько самостоятельных культурно-исторических типов, на самом деле сперва усвоили просветительные начала эллинизма, затем — христианство и, наконец, исламскую религию аравийского пророка Мухаммеда (VI-VII вв.).
Еще примеры. Христианство, появившееся среди еврейского народа, даже дважды нарушило «исторический закон», о котором писали 0. Шпенглер и Н. Я. Данилевский: сначала евреи передали свою религию греческому и римскому миру, а потом через эти два культурно-исторических типа — германо-романскому и славянскому, помещав им исполнить «требование» теории — создать собственные религии. Вероисповедные различия внутри самого христианства также не соответствуют данной теории, ибо «единый» германо-романский мир разделился между католичеством и протестантством, а славянский — между католичеством и православием, причем и православие не было выработано самим славянством, а было целиком воспринято от Византии, т.е. от совершенно другого культурно-исторического типа.
Подобное противоречие можно обнаружить и в концепции Шпенглера, утверждавшего, что представитель одной культуры не в состоянии проникнуть в ядро другой культуры, хотя в его работе «Закат Европы» содержатся чрезвычайно глубокие, захватывающие воображения рассуждения о проникновении древних культур. Как же он сумел восстановить образы давно ушедших эпох, если, по его же словам, культуры непроницаемы?
Однако несмотря на явные противоречия, в книге 0. Шпенглера есть и чрезвычайно неожиданные, можно сказать, провидческие утверждения. В частности, в начале нынешнего столетия, т.е. задолго до того, как компьютер «вычислил» обреченность технической цивилизации, указав на исчерпаемость энергетических и сырьевых ресурсов на Земле, 0. Шпенглер в жанре мистического постижения писал о подорванности европейской культуры, о ее закате.
Мы знаем сегодня, что не только европейская культура, но и вся западная цивилизация, обретшая планетарные формы (ее обычно называют техногенной, т.е. порожденной техническими достижениями европейцев), мчится к собственным пределам. У этой цивилизации, рожденной фаустовским духом, нет будущего. На смену ей должна прийти цивилизация ант-ропогенная, т.е. «скроенная по меркам» человека, а не машины. Однако никто не знает, как выцветший дух европейской культуры может явить чудо преображенья... Возможно, здесь сможет помочь знание истории культуры, понимание ее смысла, сути?
|
|
С точки зрения 0. Шпенглера, культура — это первофеномен всей прошлой и будущей всемирной истории. Всякая культура переживает все возрасты отдельного человека. Чтобы уяснить себе, в каких образах протекает угасание западной культуры, рассуждал 0. Шпенглер, необходимо сперва понять, в каких отношениях вообще любая культура находится к видимой истории, к жизни, к душе, в каких формах она обнаруживается. Народы, языки и эпохи, битвы и идеи, государства и боги, искусства и их плоды, хозяйственные формы и мировоззрения, великие люди и грандиозные события — все это символы и, как таковые, они подлежат толкованию...