Стихийность и сознательность — это категории социальной философии, которые раскрывают характер развития общественных процессов. Стихийность характеризует процессы, которые не подчинены воле и контролю людей. Сознательные же процессы планомерно осуществляются субъектами истории (отдельные личности, партия, класс, нация, народ, человечество), достигающими определенных целей (см. Романенно М.В. Стихийность и сознательность//Философский словарь. М., 2001, с. 541}. Исторический процесс реализуется во взаимодействии стихийности, включающей и спонтанность, и сознательности. Их соотношение на разных этапах общественного развития различно.
Человек в историческом процессе
В современной философии сформировалось новое направление — психоистория. Основы ее были заложены в 50-60-е годы американским ученым Э. Эриксоном. Он отказался от концепций, согласно которым исторические события трактуются через иррациональные психические феномены гениев. Поэтому внутриличностные конфликты творческих личностей — М. Лютера, Джефферсона, Ганди, Б. Шоу, М. Горького, толкуются в его работах как выражение социально-психологических и нравственных проблем их времени и культуры.
Возьмем в качестве примера работу Э. Эриксона «Молодой Лютер». В ней автор прежде всего раскрывает сущность семейного конфликта между Мартином Лютером и его отцом. Но Эрик-сон показывает, что это противостояние оказалось спроецированным на исторический фон. Лютер объявил войну главе Римской церкви с той же ненавистью, с какой он относился к родному отцу. Из этого конфликта родилось новое направление в христианстве — протестанизм. Но разве любой семейный конфликт рождает серьезные исторические потрясения? Нет, разумеется, важно также, какие исторические запросы существуют в это время. Вдохновленный противостоянием отцу, Лютер разрешил многие проблемы, которые вызрели в реальной истории. Эриксон подчеркивает социально-историческую обусловленность психологического опыта индивида. Он вместе с тем обосновывает идею «психосоциального соответствия» внутриличностных и общественно-исторических коллизий. Его психоисторическая концепция основывается на принципе обусловленности бытия человека историческим контекстом. Но он раскрывает также и действенность психологии личности.