Становление социологии как науки

Идея социологии как строго й науки об обществе появилась в первой стрети XIX века. Но разумеется, проблемы общества и социального взаимодействия людей оказались в поле внимания философской мысли задолго до того, как стали предметом отдельной науки.

В Античности существовало две основных концепции общественных отношений: Аристотель полагал, что общество естественно, Платон, напротив, утверждал, что общество искусственно. В Средние века интерес к социальным проблемам заметно снизился. В эпоху Возрождения главным достоянием общественной мысли стали утопические идеи Томаса Мора, Кампанеллы, Фрэнсиса Бэкона.

В Новое время разработкой социальных идей много занимались французские просветители, в частности Монтескье (1689–1755). Естественными для человека Монтескье считал «желание жить в обществе» и «стремление добывать себе пищу». Монтескье разработал основные принципы «географического направления» в социологии, согласно которым географическая среда, и в первую очередь климат, определяет особенности государственного устройства. В силу этого географические условия жизни народов и действия законодателей, равно как и подчиненность наделенного свободной волей человека законам природы, оказываются независимыми детерминантами социального, нравственного и духовного развития человеческого общества и отдельной личности.

Томас Гоббс (1588–1679) ввел понятие общественного договора и обосновал идею перехода к гражданскому обществу, а также легитимность власти.

Анн Робер Тюрго (1727–1781) создал идею социального прогресса, которая в дальнейшем разрабатывалась Кондорсе (1743–1794). Согласно Тюрго, прогресс – основной закон жизни человечества. Скорость социального прогресса, в зависимости от обстоятельств и талантов людей, может быть различной, но «вся масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству».

Анри Сен-Симон (1760–1825) разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система постепенно развивает свои идеи и господствующие формы собственности, но в какой-то момент эпоха созидательная, «органическая», сменяется эпохой, разрушительной, «критической», благодаря чему возникает возможность построения более совершенных общественных отношений. Таким образом, Сен-Симон рассматривал общество как единый организм, а социально-исторический процесс – как поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим.

Термин «социология» впервые появился в 1839 г. – в названии 6-го тома «Курса позитивной философии » Огюста Конта. Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых прежде всего для оптимизации отношений между людьми.В своих работах Конт утверждал принцип «порядка и прогресса», который он понимал как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества. Специфика социального учитывалась в рамках позитивного синтеза – своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит классификация наук. Наука об обществе должна служить благоустройству общества, его организации, а не дезорганизации. Согласно Конту, система наук представляет собой иерархию, выстроенную в соответствии с историческим порядком развития знания от простого к сложному, от общего к специфическому: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Наука более высокого порядка подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов. Первоначально социология называлась социальной физикой и мыслилась как состоящая из двух частей: социальной статики и социальной динамики. Общество понималось Контом как единая система, своеобразный «социальный организм», живущий по своим особым законам. Новая наука должна была описывать объективные (т. е. не зависящие от человеческих представлений о них) закономерности общественной жизни, используя методы, подобные методам естественных наук. Основной закон социальной динамики – «закон трех стадий», согласно которому в основе общественного развития лежит развитие человеческого сознания, обязательно проходящее теологическую, метафизическую и позитивную стадиюПо мнению Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: