Социология марксизма

Карл Маркс (1818—1883 гг.) совместно с Ф. Энгельсом (1820—1895 гг.) предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни.

Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов:

1) принцип определения общественным бытием общественного сознания, что является главным признаком материализма марксисткой социологии;

2) принцип закономерности общественного развития, признание которого свидетельствует о наличии в обществе определенных связей и отношений между процессами и явлениями;

3) принцип детерминизма, признания причинноследственных связей между различными социальными явлениями — изменение общественной жизни под влиянием смены средств производства;

4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями;

5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими;

6) принцип поступательного прогрессивного общественногоразвития, который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций

установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса.

Другим немаловажным элементом марксизма было учение о социальной революции. По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической формации путем ее преобразования.

Учение о социальной революции в марксистской социологии

носило не только теоретический, но и практический характер.

Так, она была тесно связана с революционной практикой.

Несомненной заслугой марксистской социологии является

разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание»,«личность» и т. д.

В дальнейшем марксистскую социологию более или менее последовательно и успешно развивали многочисленные ученики и последователи Маркса и Энгельса: в Германии — Ф. Меринг,К. Каутский и др., в России — Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.,в Италии — А. Лабриола, А. Грамши и др.

«Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето

Первым представителем «формальной» школы социологии

считается Г. Зиммель (1858—1918 гг.). Название данной школы

было дано именно по работам этого немецкого исследователя,

который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты,а не эмпирически многообразные, преходящие. Зиммелевская «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом. Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера — это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы. Так, использование Зиммелем понятия «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции.

Социальный тип — это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.

Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Ф. Теннис (1855—1936 гг.). Согласно этой типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты.

Согласно мнению социолога каждая социальная организация

объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому

именно эти категории становятся критериями классификации

социальных форм.

В. Парето(1848—1923 гг.) рассматривал общество как систему, постоянно

находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстановления равновесия. Вторым основополагающим звеном социологической концепции исследователя стала эмоциональная сфера человека, рассматриваемая автором как основа социальной системы.

Американская социология:

В США социология изначально складывалась как университетская наука.Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в Чикагском университете.

Другой особенностью американской социологии стал ее эмпирический характер.уж е в 1910 г. в стране было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований.

Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы, к новым социальным условиям.

Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915 гг.). Этот ученый впервые провел комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда.На основе своего исследования Тейлор сделал вывод о невыгодности различных производственных и организационных новаций самих по себе, так как они упираются в так называемый «человеческий фактор».На основе всех полученных данных Тейлор разработал множество практических рекомендаций для оптимизации процесса производства, которые пользуются огромной популярностью.

Другим исследователем, значительно обогатившим теоретический и эмпирический материал социологии труда и управления, стал Э. Мэйо.

Под его руководством в условиях жесточайшего экономического кризиса в странах США и Западной Европы были проведены Хоторнские эксперименты. В результате проведения этих исследований было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса.

Самой известной социологической школой стала чикагская Школа. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл (1854—1926 гг.). Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер (1840—1910 гг.).

Эти исследователи первыми утвердили либерализм в качестве основной доктрины социологической школы. Значительное вни мание Смолл и Самнер уделяли исследованию обычаев, традиций и нравов народов.

Лидерами второго поколения чикагской школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации.

Другим отличием американской социологии от европейской является ее связь с социальной психологией. Так появился бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), изучавший поведение индивидов, социальных групп.

На границе социологии и социальной психологии была создана концепция потребностей Абрахама Маслоу. Ученый разделил все человеческие потребности на базисные (в пище, воспроиз водстве, безопасности, одежде, жилище и т. д.) и производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).Маслоу создал иерархию потребностей от низших физиологических до высших духовных.

Особенности исторического развития российской социологии. Развитие социологии в России можно разделить на несколько этапов: первый этап — 60—90_е гг. XIX в., второй — начало XX в. — 1918 г., третий — 20—30_е гг. XX в., четвертый — с 50_х гг. XX в. до наших дней.

1 этап (1860—1900 гг.). период развития социологиче ской мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народ ники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский, Плеханов).

На этом этапе происходило формирование различных напра влений и школ социологической мысли, которые во многом опирались на достижение западной социологии, но оказали важное влияние на специфику российских концепций. Среди них можновыделить следующие:

1) географическое (Л. И. Мечников) — прогресс общества обус_

лавливается прежде всего природными, в частности, водными

ресурсами. Так, согласно данной теории в истории развития

обществ главнейшую роль сыграли те реки, которые были

ореолом их обитания;

2) органицизм (А. И. Стронин) — общество представляет со_

бой сложный организм, который функционирует на основе

природных законов;

3) психологизм (П. Л.Лавров, Н. К. Михайловский) — исход_

ным пунктом социальности являются психофизические отно_

шения, а в центр изучения ставится личность;

4) марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

В последнее десятилетие перед революцией. Теоретические концепции характеризовались распространением неопозитивизма, сочетающим

функционализм и эмпирические исследования. Яркими предста_

вителями этого периода социологической мысли были Г. П. Зеленый, А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, А. С. Лаппо -Данилевский

и др.

Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев,С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм.

В 20-х годах издается обширная социологическая литература: П. А. Сорокин («Основы соци ологии» в 2 томах, 1922 г.), В. М. Хвостов («Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса», 1928 г.) и др. Термин социология» начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой и использоваться главным образом в связи с критикой «бур жуазной» социологии.

Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Питирима Александровича Сорокина (1889—1968 гг.). Этот мыслитель, родившийся в России, внес огромный вкладв развитие социологии, который можно сравнить разве чтос вкладом Вебера.Сорокин разработал теорию стратификации и социальной мо бильности. П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и пла нетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.

В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в институтефилософии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.Предметом социологических исследований была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проб лемы труда, образования, семьи.

Социология медицины - раздел социологии, изучающий систему здравоохранения, социальные аспекты понятий «болезнь» и «здоровье», поведение людей в сфере медицины. Закономерный рост интереса к социологии медицины в современной отечественной науке определяется тем, что в ее рамках может быть осуществлено социологическое исследование состояния системы охраны здоровья как одного из важнейшей общественных институтов, роли и места медицины здравоохранения, врача и пациента в социуме. Медицинская социология выделилась как новая научная дисциплина сравнительно недавно - 50-е годы XX в. в США, а затем в Великобритании (в 70-е годы в СССР). С момента своего возникновения социология медицины начала активно развиваться и на данный момент представляет собой одну из самых обширных областей социологического знания. С самого начала появления она развивалась по двум направлениям: 1) социология в медицине (или собственно медицинская социология), основанная на медицинской модели помощи, отражающая лидерство медицинских структур в определении проблемных тем; 2) социология медицины и здравоохранения - с использованием модели образа жизни. Тенденция к `систематическому эмпиризму` во многом обеднила теоретическое развитие медицинской социологии, поэтому более популярным стало второе направление, которое, на наш взгляд, правильнее называть - социология здоровья и болезни. Его методологическая основа - теория обеспечения здравоохранения активно развивалась в течение последних 20 лет. В XVIII-XIX веках врачи сталкивались в основном с болезнями, часто имевшими инфекционный характер и угрожавшими жизни пациентов. Ведущими причинами смерти, например, в 1900 г. были грипп, пневмония, туберкулез, тогда как в конце XX века главными причинами смерти стали болезни сердца, злокачественные новообразования, поражения сосудов головного мозга и несчастные случаи. Другие причины заболеваемости в XX веке связаны с постарением населения и изменениями образа жизни. Во второй половине XX века врачи уже начали сталкиваться с длительными хроническими расстройствами, препятствующими оптимальному социальному функционированию пациента. Изменение характера патологии породило в социологии и клинической медицине новое понятие - "холистическая медицина", которое обозначает, что микроорганизмы в качестве главного этиологического фактора стали вытеснять стресс, а лечение все больше будут заменять такие понятия, как "реабилитация" и "социальное обеспечение". В результате у врачей общей практики появится потребность в медико-социологических знаниях, так как имеющаяся компетентность в вопросах физиологических, химических и биологических аспектов болезни будет уже недостаточной без дополнительной информации. Поскольку социологию медицины интересует целостная личность в контексте ее медико-социального окружения, то она может внести важный вклад в медицинское восприятие и понимание проблемы болезни в современном обществе. Общий подход к социологии медицины нередко сводится к тому, что берутся базовые категории социологии и наполняются тем или иным медико-социальным содержанием. Однако данный подход, рассматривая социологию медицины в качестве практического приложения социологических теорий, в конечном итоге неверно формулирует предмет социологии медицины. Она имеет свою предметную область и не сводится к политическим и экономическим теориям социологии общества. Термин "социология медицины" в России стал активно использоваться относительно недавно. В отечественной литературе проблематика социологии медицины ставится и обсуждается с начала XX века. Здравоохранение и медицина стали изучаться не только с помощью статистических, но и социологических методов - прежде всего с позиции социального поведения. Это позволило исследовать актуальные проблемы здравоохранения, поставив во главу угла целостное восприятие медико-социальных систем и социальных процессов, выявление социальных механизмов и последствий трансформационного процесса. При этом делается это с учетом специфики современного состояния российского общества и на основе разработки такого понятийного аппарата, который позволяет учесть и понять реальные закономерности общественного развития в Украине.
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: