Первые русские святые. Начало монашества

Монастыри на Руси были великокняжескими. Они располагались в городах или неподалеку от них. Жили монахи по греческому уставу особножительства. При поступлении в братию человек вносит вклад, сам строит келью и живет за свой счет. Самостоятельные монахи иногда даже нанимали слуг.

Первый общежительный монастырь – Киево-Печерский. Он появился, т.к. особножительство не подходило для людей невысокого сословия или происхождения.

На киевских горах издревле подвизались люди. Один из них Иларион, будущий митрополит Киевский. Он подвизался в селе Берестово. Пещера, в которой он подвизался, постепенно запустела. В ней поселился Антоний, монах, который подвизался на Афоне. Сам он был из Любеча. Игумену афонского монастыря было ведение, в котором ему было повелено отправить Антония на Русь. Антоний по духу был отшельником. Но в 1051 году основал Киево-Печерский монастырь, но никогда не был игуменом и даже не был священником.

Феодосий Печерский

Родился в Курске в очень богатой семье. Мать хотела, чтобы ее сын был преемником. Но Феодосий с детства любил созерцать мир, уединяться в лесу и тем самым он готовился к принятию пострига. Однажды Феодосий сбежал с дома. Мать его нашла, строго наказала, посадила на хлеб и воду. Феодосий смирился, но усилил свои подвиги: тайно носил власяницу, пек просфоры. Так он жил 10 лет. Потом сбежал второй раз. В Киеве он стал искать монастырь, но его нигде не принимали. Услышал об Антонии. Антоний испытывал Феодосия перед постригом. Мать спустя 1-1,5 года нашла сына, но он уже был монахом. Под конец жизни она сама приняла постриг. Феодосий был вторым игуменом, т.к. первым был Варлаам, но его Изяслав забрал в другой монастырь. Антоний же ушел в затвор, где и умер. Мощи его до сих пор не найдены.

Феодосий ввел общежительный устав в монастыре. Все общее и все с благословения. Образцом для него был Студийских устав. Монаху запрещалось иметь собственность, упор делался на послушании и физическом труде.

Антоний и Феодосий имели статус. Постепенно Киево-Печерский монастырь стал духовным центром на Руси. Монастырь получал земельные наделы, из-за этого обитель богатела, началось каменное строительство (Успенский каменный храм), благотворительность.

Киево-Печерский монастырь дал Русской Церкви больше ста преподобных отцов, чьи мощи до сих пор нетленно почивают в пещерах.

Билет №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: