Типы рыночных структур в медиаиндустрии

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ СМИ

Конкуренция является одной из основных характеристик рынка и возникает из-за ограниченности ресурсов, несоответствия ресурсов тому количеству, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства, личности, общества. В случае со СМИ, отдавая предпочтение тому или иному СМИ, его аудитория «расплачивается» своими ресурсами, за которые в конечном итоге и борются газеты, журналы, радио- и телестанции, кинотеатры и Интернет.

Степень и тип конкуренции определяет экономическое поведение участников рынка. Выделяется четыре основных типа рыночных структур:

– совершенная конкуренция;

– монополистическая конкуренция;

– олигополия (Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.;

– монополия.

Предполагается, что структура рынка зависит от множества факторов, включающих число присутствующих на рынке производителей и покупателей, различия между производимыми ими товарами, препятствия для вхождения новых конкурентов на рынок.

Совершенная конкуренция существует тогда,когда на рынке представлено много производителей товаров или услуг, которые недифференцированы и при этом ни одна из фирм не доминирует на рынке. В этой ситуации экономические силы действуют на рынке свободно, входных барьеров на рынок практически нет.

Противоположная совершенной конкуренции ситуация – существование на рынке только одного продавца – называется монополией. Этот продавец осуществляет полный контроль за экономическими силами, действующими на рынке, делая входные барьеры на рынок непреодолимыми.

Монополистическая конкуренция возникает при условии,что нарынке присутствует определённое количество продавцов с дифференцируемым товаром. Барьеры входа на рынок достаточно высоки, но преодолимы. В случае, когда число участников рынка от двух до десяти, входные барьеры высоки.

Если на рынке представлено только ограниченное число производителей (от двух до десяти), но ещё сохраняется конкуренция между товарами, вне зависимости от того, насколько они дифференцированы, рыночная структура описывается как олигополия. Её отличительные черты – бόльшая степень контроля за экономическими силами рынка, чем при совершенной или монополистической конкуренции. Входные барьеры на рынке высокие.

Типы рыночных структур в медиасистемах можно описать следующим образом.

Совершенная конкуренция встречается на рынке достаточно редко.Очевидно, что для рынка СМИ совершенная конкуренция не может иметь места, т. к. СМИ всегда дифференцированы. Существует множество оснований для дифференциации как содержания СМИ, так и аудитории СМИ. Ни в одном из секторов современной медиаиндустрии нет условий для свободной конкуренции, поскольку медиабизнес требует значительных затрат.

Монополистическая конкуренция, при которой конкурирующие производители предлагают относительно однотипные товары для различных категорий потребителей, характеризует рынок FM-радио, некоторые секторы журнальной индустрии (женские, мужские журналы, еженедельники телепрограмм). Монополистическую конкуренцию на рынке FM-радио можно также объяснить относительно низкими входными барьерами в отрасль, что позволяет рынку постоянно пополняться новыми небольшими радиостанциями. Очевидно, что на таком рынке происходит значительное дробление аудитории.

Олигополия – доминирование на рынке всего лишь нескольких компаний – характерна для телевизионной индустрии. В среднем в странах Европы существует по 3–4 общенациональных канала. Телевизионный рынок постепенно движется от олигополии к монополистической конкуренции. В современных условиях ежедневные газеты часто действуют в условиях или олигополии, или монополии, или промежуточной между ними структуры рынка – дуополии (издаются только две газеты). Особенно такая ситуация характерна для местных изданий.

Монопольные рынки, где доминирует только одна компания, существуют в кабельной индустрии или в газетном бизнесе при отсутствии конкурирующих изданий. Оператор кабельной сети объективно становится монополистом. Это объясняется тем, что сеть действует в рамках предоставленного ей уникального права распространять программы на конкретном географическом рынке, гарантируемого ей лицензией.

В некоторых секторах медиаиндустрии уровень конкуренции сохраняется на высоком уровне. Среди печатных СМИ наибольшая конкуренция характерна для журнальной индустрии.

В сфере производства телепрограмм конкуренция также выше, чем среди телестанций, их распространяющих. Особая ситуация складывается в сфере новых медиа. Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для конкуренции содержательных продуктов: любой технически грамотный пользователь сети может без больших затрат времени и средств стать провайдером содержания. Однако для современного рынка СМИ в значительной степени характерны тенденции монополизации – создание вертикально и горизонтально интегрированных медиахолдингов. На рынке СМИ существует два уровня конкуренции.

Внутренняя – конкуренция между СМИ одного порядка (между газетами, между телеканалами), внешняя – конкуренция между различными СМИ. СМИ конкурируют между собой на разных рынках: рынке содержания, рынке свободного времени и рынке рекламы. Конкуренция может также рассматриваться с точки зрения географии ранка – конкуренция на национальном рынке СМИ, на региональном и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: