Конкуренция СМИ на рынке свободного времени

Деньги и свободное время и являются основными ресурсами аудитории, за которые ведётся борьба на рынке СМИ. При этом деньги являются основным ресурсом потребителей на всех рынках. А вот свободное время в экономике рассматривается как один из важнейших ресурсов, которым потребитель расплачивается за товары и услуги для досуга. Не все средства массовой информации «платные», то есть предполагают, что потребитель платит деньги за получение товара – за их содержание. Но во всех случаях аудитория расплачивается другим своим ресурсом – временем. Особенно важным временной ресурс является для условно бесплатных для аудитории СМИ – радио, телевидение, бесплатные газеты. Человек платит за просмотр телепрограмм своим свободным временам, а телеканал, по сути, продаёт это время рекламодателям.

Из 24 часов в сутки, три четверти которых уходит на сон, работу, образование, домашние дела, 8 часов человек тратит на отдых и развлечения, включая СМИ. Если человек тратит 3 часа на просмотр телевизора, он не может потратить эти же 3 часа на чтение книги. Если человек проводит 2 часа в Интернете, он не может потратить эти же 2 часа на поход в театр. Если человек тратит 2 часа на игру в футбол, он не может потратить их на чтение газеты. Выбирая тот или иной вид активности, аудитория формирует свой спрос на товары или услуги, даже без учёта ценового фактора. Свободное время становится одним из важнейших ресурсов, за которые бьются на рынке. Вся история СМИ подтверждает, что медиаиндустрия как самостоятельная отрасль экономики начинает развиваться тогда, когда у значительной части общества появляется свободное время.

В конкуренцию за свободное время вступают все виды СМИ – коммерческие и некоммерческие. Внимание аудитории является принципиально важным для существования любого вида СМИ. Коммерческие СМИ продают это внимание аудитории рекламодателям. Некоммерческие СМИ благодаря вниманию аудитории получают средства для существования от этой самой аудитории (в случае платного распространения некоммерческих СМИ) либо обосновывают необходимость своего существования перед грантодателями и другими финансирующими структурами.

СМИ вступают в конкуренцию не только между собой, но и с другими формами проведения досуга. При этом конкуренция постепенно нарастает. Индустрия сервиса предлагает все больше и больше разнообразных форм проведения досуга, постепенно отбирая у СМИ аудиторию. С другой стороны, интеграция в рамках одних медиапредприятий различных сегментов индустрии свободного времени способствует привлечению внимания к медиапродуктам одних и тех же компаний, к одним и тем же развлекательным брендам. Парки развлечений компании Walt Disney продают сувениры, одежду, игрушки с изображением героев мультфильмов, компьютерные игры и видеокассеты с самими мультфильмами. Различные виды досуговой активности людей обслуживаются одной и той же компанией, интегрирующей разнообразные секторы индустрии развлечений в единый конгломерат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: