double arrow

Анархизм

В основу политической теории анархизма положена идея безвластия, безгосударственного устройства общества (от греч. "anarchia" - безвластие). Она возникла ещё в древности в противовес идее сильной власти, по всей видимости, одновременно с появлением государства. Идейными предтечами анархизма можно считать даосистов, софистов, киников, стоиков с их стремлением к абсолютной свободе и отрицанием (в той или иной мере) государственности.

Однако как идейно-политическое течение анархизм сложился значи-тельно позднее в 40-70-е годы XIX в. в Западной Европе. Наибольшее влияние на его становление оказали У.Годвин, М.Штирнер, П.Прудон, М.Бакунин, П.Кропоткин и др.

Традиционно выделяют следующие основные направления (главные модификации) анархизма:

1. Индивидуалистический анархизм. Автор - М.Штирнер (1806-1856). В основе - идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан никакими нормами религии, права, мо-рали.

2. Мютюэлистский анархизм (прудонизм). Автор - П.Прудон (1809-1865). В основе - теория мирного преобразования общества с помощью особой системы - безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, которые являются одновременно самостоятельными частными производителями, а также финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке через "народный банк". Это позволит получить полную независимость личности от государства, которое станет ненужным и умрёт.

3. Коллективный анархизм (бакунизм). Автор - М.А.Бакунин (1814-1876). В основе - идея революционного уничтожения государства пролетариатом и построение идеального общества, основанного на "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землёй и орудиями труда. Производство и распределение в таком обществе также носит коллективный характер с учётом вклада каждого участника ассоциации.

4. Коммунистический анархизм (анархо-коммунизм). Важнейший теоретик - П.А.Кропоткин (1842-1921). В основе - "биосоциологический закон взаимной помощи", который определяет стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Переход к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах про-изводства и распределения продуктов, возможен только через революционное разрушение государственной власти и частной собственности.

5. Анархо-синдикализм (от фр. "синдикат" - название профсоюзов). Основной теоретик - Ж.Сорель (1847-1922). В основе - идея уничтожения капитализма посредством революционной борьбы синдикатов (профсоюзов). При этом движущей силой выступает экономическая, а не политическая организация рабочего класса. Главные формы - бойкот, саботаж, демонстрации и всеобщая экономическая стачка как высшая форма борьбы. Её победа означает переход собственности в распоряжение профсоюзов, которые организуют общественно-экономическую жизнь на социалистических принципах.

На протяжении последних 20-30 лет происходит возрождение анархизма. Появился ряд серьёзных работ с анализом актуальных проблем современности на основе анархизма (М.Букшин, Д.Бернхейм, Д.Миллер, Р.Гарден, Р.Вольф, Д.Кларк, М.Тейлор и др.). Произошло расширение самого понятия "анархизм".

Сегодня анархизм можно определить как теорию, принципы и практику, в состав которых входит:

- отсутствие форм правления, основанных на насилии и принуждении;

- отсутствие политического государства;

- отсутствие авторитарного руководства.

Идеология анархизма - это множество различных концепций ("ради-кальный плюрализм"), объединённых между собой общин смысловым ядром - отношением к государству.

Основные проблемы современного анархизма:

1. Проблема авторитета, авторитарного руководства и основанных на нём институтов ("проблема начальника"). Для её решения предлагается:

- децентрализация властно-управленческого аппарата государства;

- создание структур сетевого характера, располагающих не одним, а множеством центров (аналогия с сотами в ульях пчёл).

2. Проблема государства как "ненужного зла":

- государство есть "ненужное зло" и нет никаких убедительных аргументов в его пользу;

- сторонники государства должны доказывать необходимость его существования;

- все якобы неотъемлемые функции государства (извлечение ресурсов в виде налогов, распределение, поддержание порядка и безопасности и т.д.) не оправдывают необходимость его существования;

- анархия вполне успешно существует на международном уровне, где нет мирового правительства, обладающего силой авторитаризма и политическими институтами, заставляющими беспрекословно исполнять свои приказы; конечно, международный порядок оставляет желать лучшего, но государство ещё меньше заслуживает роли примера.

3. Проблема частной собственности. Для её решения анархисты предлагают:

- сохранить собственность на предметы личного пользования;

- постоянные предметы собственности передать в аренду;

- польза рыночных отношений очевидна, но не в рамках капиталистического или социалистического государства.

4. Проблема демократии:

- демократия неизбежно связана с бюрократизмом; для решения этой проблемы следует распустить центральные парламенты, взамен которых создать институт негосударственного народного контроля над организациями, заменяющими государственный аппарат;

- на уровне большой политики решения проводить снизу - через референдумы, публичные дебаты, выдвижение альтернативных предложений;

- право выбора из множества альтернатив принадлежит специальному органу (либо высшему лицу), который несёт всю полноту уголовной, моральной, политической ответственности за принятые решения и их последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: