Организация профессионально ориентированного воспитания учащихся в ФМК

Система профессионально ориентированного воспитательного процесса учащихся ФМК включает: цели, принципы (организационно-педагогические, дидактические); содержание воспитания; деятельностный блок (направления, механизмы реализации, методы, средства, формы); условия эффективного воспитательного процесса; результативность воспитательного процесса рис..

Цели ПОВ глобальные, главные, общие и специфические
Деятельность по освоению содержания ПОВ
Содержание ПОВ как общественно-исторический опыт
Результат освоения содержания ПОВ: приобретение мотивационно-ценностного отношения к Миру, профессионально-значимых качеств и ценностей; социальная адаптация в вузе


Рис. 1. Система ПОВ в ФМК

· Цели ПОВ. В соответствии с иерархией целей глобальнымиобщими социокультурными воспитательными целями, стоящими перед учителем физики являются:

– формирование всесторонне развитого человека, гармонической нравственной личности через активизацию внутренних возможностей учащегося;

Главными (базовыми) общими целями являются:

– формирование общей культуры;

– интеллектуальное развитие учащихся.

Специфическими целями являются:

– формирование таких ценностей у учащихся как постижение истины, стремление к творчеству, познанию тайн природы, постижение научной физической картины мира и т.п;

– формирование глобального, «космического» мышления;

– мотивационно-ценностное отношение к Миру.

воспитание в учащихся мотива достижения цели, потребностей и мотивов к самообразованию в области физики; к максимальному развитию профессионально-личностных качеств и творческих способностей.

· Принципы воспитания учащихся физико-математических классов включают в себя общие и специфические.

Среди общих главными(базовыми, основополагающими) являютсяпринципы: демократичности воспитания; гуманизации; природосообразности,предполагающий учёт половой и возрастной дифференциации и дифференциации по природным задаткам; индивидуализации; акцент на самовоспитание.

Среди специфических главными выделены принципы:

профессиональной ориентации воспитательного процесса выбор специфических методов, форм, средств, согласующихся с интересами учащихся ФМК;

воспитывающего обучения (ВО ),который рассматривает обучение как средство нравственного воспитания.

· Содержание профессионально ориентированного воспитания как общественно-исторический опыт

Содержание воспитания рассматривается в педагогике как общественно-исторический опыт, передаваемый учащимся и осваиваемый ими в процессе обучения.

Содержание ПОВ учащихся ФМК включает:

I. Совокупность профессионально-личностных характеристик выпускника ФМК:

общих – дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость в достижении целей, аккуратность и др.;

специфических -наличие основ информационной и исследовательской культуры, научного мировоззрения, специфических коммуникативных качеств (общение с помощью языка формул), «космического» мышления; любовь к творчеству, эксперименту; ответственность за судьбу цивилизации

II. Система профессионально-этических знаний, умений:знание основ общей и про­фессиональной культуры; система этических умений в соответствии с кодексом поведения в социуме.

III. Система профессионально-значимых ценностей, убеждений. Ценностями выпускника ФМК являются: человеческая цивилизация, физика как наука и как область познания, творчество в области физики, технический прогресс, идеи и т.п. Убеждения – это установки,определяющие идейность личности, уверенность в истинности и ценности норм, принципов, правил и идеалов. Для физика - это уверенность в истинности научных суждений, законов, современной физической картины мира.

Исследование профессионально-личностных ценностей выпускников профильных ФМК при вузах проведенное с помощью анкеты «Почему Вы выбрали данную профессию?», выявило, что более всего они ценят получение глубоких знаний по профилю (80%), формирование научного мировоззрения и современной картины мира (65%), развитие умений творчески мыслить, воображать, творить (44%).

IV. Система отношений личности включает в себя следующие отношения:

производственные – деловые отношения;

мотивационно-ценностные (общего характера – к Миру, людям, общечеловеческим проблемам, специфические –кпрофессиональной деятельности физика, к науке и научным открытиям к ответственности за судьбу человечества на нашей планете и др).;

эмоционально-волевые в отношении поставленной цели, раскрытия сущности непознанных физических явлений и т.п. (волевая регуляция деятельности, волевые свойства личности – целеустремлённость, решительность, выдержка, мужество, терпение, настойчивость и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: