Система профессионально ориентированного воспитательного процесса учащихся ФМК включает: цели, принципы (организационно-педагогические, дидактические); содержание воспитания; деятельностный блок (направления, механизмы реализации, методы, средства, формы); условия эффективного воспитательного процесса; результативность воспитательного процесса рис..
Цели ПОВ глобальные, главные, общие и специфические |
Деятельность по освоению содержания ПОВ |
Содержание ПОВ как общественно-исторический опыт |
Результат освоения содержания ПОВ: приобретение мотивационно-ценностного отношения к Миру, профессионально-значимых качеств и ценностей; социальная адаптация в вузе |
Рис. 1. Система ПОВ в ФМК
· Цели ПОВ. В соответствии с иерархией целей глобальнымиобщими социокультурными воспитательными целями, стоящими перед учителем физики являются:
– формирование всесторонне развитого человека, гармонической нравственной личности через активизацию внутренних возможностей учащегося;
Главными (базовыми) общими целями являются:
– формирование общей культуры;
– интеллектуальное развитие учащихся.
Специфическими целями являются:
– формирование таких ценностей у учащихся как постижение истины, стремление к творчеству, познанию тайн природы, постижение научной физической картины мира и т.п;
– формирование глобального, «космического» мышления;
– мотивационно-ценностное отношение к Миру.
– воспитание в учащихся мотива достижения цели, потребностей и мотивов к самообразованию в области физики; к максимальному развитию профессионально-личностных качеств и творческих способностей.
· Принципы воспитания учащихся физико-математических классов включают в себя общие и специфические.
Среди общих главными(базовыми, основополагающими) являютсяпринципы: демократичности воспитания; гуманизации; природосообразности,предполагающий учёт половой и возрастной дифференциации и дифференциации по природным задаткам; индивидуализации; акцент на самовоспитание.
Среди специфических главными выделены принципы:
– профессиональной ориентации воспитательного процесса – выбор специфических методов, форм, средств, согласующихся с интересами учащихся ФМК;
– воспитывающего обучения (ВО ),который рассматривает обучение как средство нравственного воспитания.
· Содержание профессионально ориентированного воспитания как общественно-исторический опыт
Содержание воспитания рассматривается в педагогике как общественно-исторический опыт, передаваемый учащимся и осваиваемый ими в процессе обучения.
Содержание ПОВ учащихся ФМК включает:
I. Совокупность профессионально-личностных характеристик выпускника ФМК:
общих – дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость в достижении целей, аккуратность и др.;
специфических -наличие основ информационной и исследовательской культуры, научного мировоззрения, специфических коммуникативных качеств (общение с помощью языка формул), «космического» мышления; любовь к творчеству, эксперименту; ответственность за судьбу цивилизации
II. Система профессионально-этических знаний, умений:знание основ общей и профессиональной культуры; система этических умений в соответствии с кодексом поведения в социуме.
III. Система профессионально-значимых ценностей, убеждений. Ценностями выпускника ФМК являются: человеческая цивилизация, физика как наука и как область познания, творчество в области физики, технический прогресс, идеи и т.п. Убеждения – это установки,определяющие идейность личности, уверенность в истинности и ценности норм, принципов, правил и идеалов. Для физика - это уверенность в истинности научных суждений, законов, современной физической картины мира.
Исследование профессионально-личностных ценностей выпускников профильных ФМК при вузах проведенное с помощью анкеты «Почему Вы выбрали данную профессию?», выявило, что более всего они ценят получение глубоких знаний по профилю (80%), формирование научного мировоззрения и современной картины мира (65%), развитие умений творчески мыслить, воображать, творить (44%).
IV. Система отношений личности включает в себя следующие отношения:
– производственные – деловые отношения;
– мотивационно-ценностные (общего характера – к Миру, людям, общечеловеческим проблемам, специфические –кпрофессиональной деятельности физика, к науке и научным открытиям к ответственности за судьбу человечества на нашей планете и др).;
– эмоционально-волевые в отношении поставленной цели, раскрытия сущности непознанных физических явлений и т.п. (волевая регуляция деятельности, волевые свойства личности – целеустремлённость, решительность, выдержка, мужество, терпение, настойчивость и др.)