Воспитание мотива достижения цели

Мотив учения - направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотив это то, что побуждает к учению, ради чего учится школьник.

Основными видами мотивов являются познавательные и социальные. В современном понимании мотив - побуждающая причина, определяющая готовность и стремление человека к тому или иному виду деятельности. О познавательном мотиве свидетельствует направленность деятельностиучащегося в процессе учения на содержание учебного предмета.

В формировании мотива достижения цели важное значение придаётся созданию ситуаций успеха учащимся, чтобы каждый учащийся верил в свои силы. Следовательно, преподаватель должен создавать такие условия в образовательном процессе, чтобы у учащегося формировался мотив достижения цели.

По Дэвиду Макклеланду " (Макклеланд, 1955, 1976 )., этот мотив складывается из двух противоположных мотивационных тенденций - стремления к успеху и избегания неудач. Высокий уровень мотивации достижения означает, что у учащегося преобладает, доминирует стремление к успеху; о низком уровне мотиваций свидетельствует стремление учащегося избегать неуспеха. Д. Макклеланд сформулировал одно из основных условий формирования мотивации достижения: формирование синдрома достижения, то есть преобладание у человека стремления к успеху над стремлением избегать неудач. Успех чаще всего приписывается действию внутренних факторов (своим способностям, умениям), а неуспех - внешним факторам (трудности задачи, невезению). Люди с высокой мотивацией достижения обычно приписывают свои успехи внутренним факторам, а неуспехи - отсутствию необходимых усилий со своей стороны, то есть тоже внутренним факторам. В результате серии неудач у человека может развиться так называемая " выученная беспомощность" (Макклеланд, 1955, 1976 ). Такое название получила причинная схема, обладатели которой искренне убеждены, что вероятность тех или иных последствий их действий и поведения в целом не зависит от того, что они делают. Иначе говоря, такие учащиеся видят основную причину последствий своих действий во внешних и нестабильных факторах, или, попросту говоря в везении. Это своего рода фатализм - вера в счастливый или несчастный случай как основной фактор успешных и неуспешных результатов. Действие такой причинной схемы обычно сопровождается негативными переживаниями собственного бессилия и беспомощности, а также свёртыванием попыток достичь чего-либо. "Выученной" беспомощность называется потому, что она может быть сформирована (и чаще всего так и бывает) при соответствующем причинном объяснении неоднократно повторяющихся ситуаций неуспеха. Выученная беспомощность - это крайне негативная схема: она ставит незримый, но очень прочный барьер на пути достижений.

Проще всего ситуацию успеха можно спланировать, если опираться на интерес учащихся, в данном случае на интерес к физике, технике при организации профессионально значимых видов деятельности. Педагоги профильных дисциплин организовывают такие виды деятельности или участвуют в таких мероприятиях, которые заведомо приведут к успеху: выставки научно-технического творчества, олимпиады и проч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: