Методы и формы воспитания учащихся профильных ФМК

К общим, не связанным со специализацией, относятся методы:

– общие коммуникативные методы воспитания: беседа, убеждение, дискуссия, лекция, поощрение, наказание;

– суггестопедический метод (через эмоциональное внушение в активном состоянии посредством авторитета учителя (Лозанов, 1981);

– воспитание личным примером учителя-предметника;

– создание учителем любых ситуаций успеха для каждого ученика ФМК (успешность в учёбе, победа в конкурсах различного профиля – физических, технических, художественных, спортивных и т.д..; поощрение любого успеха. Ситуация успеха – средство борьбы с негативными установками – страхом поражения, боязнью неудачи, которые могут привести к развитию синдрома «выученной беспомощности».

Специфические методы и формы воспитания осуществляются:

1)через освоение содержания курса физики, астрономии, космологии, исследовательских лабораторных работ физического практикума – формирование научного мировоззрения, глобального мышления, мотивационно-ценностного отношения к Миру, элементы исследовательской культуры;

2) через выполнение творческих проектов, участие в творческих конкурсах (конференциях, технических выставках, олимпиадах) – воспитание основ исследовательской культуры; развитие творческой активности; креативных качеств личности, специфической коммуникативной культуры (общение языком формул).;

3) посредством проведения профессионально-ориентрованных внеклассных мероприятий.

Профессионально ориентированные внеурочные классные мероприятия: научно-практические конференции; выставки научно-технического творчества; практика в лабораториях физико-технического факультета; клуб сумасшедших идей и интересных встреч; а также викторины, юморины, КВН,классные «Огоньки», Последний звонок, выпускной вечер.

Главной особенностью воспитательной работы в ФМК является её профессионально ориентированное интеллектуальное содержание. Профессиональная ориентация воспитания организуется целенаправленно, так как многие выпускники ФМК потом избирают путь науки. При этом формами внеурочной воспитательной деятельности являются:

1. физические викторины;

2. посещение профессионально-ориентированных выставок (голографии, технического творчества и т.п.);

3. организация профессионально ориентированных КВН и юморин «Физики шутят»

4. научно-практические конференции учащихся;

5. выставки научно-технического творчества учащихся;

6. учебная практика в лабораториях физико-технического факультета материнского вуза;

7. клуб сумасшедших идей и интересных встреч;

8. публикация результатов исследований учащихся в сборниках трудов студентов и других изданиях

Средствами ПОВ являются общие и специфические средства. К общим воспитательным средствам относятся:

1) вербальные (словесные убеждения КР, литература, периодические издания, Internet и др);

2) суггестопедические (авторитет);

3) наглядные (примеры учителей, КР, одноклассников для подражания);

К специфическим средствам относятся:

–астрономия как средство воспитания мотивационно-ценностного отношения к миру.

Выявлена роль дисциплины «Астрономия» в формировании мотивационно-ценностного отношения к миру и глобального мышления (Гурина, 2009). Все люди осознают себя в определённом пространственно-временном масштабе. Большая часть человечества обладает так называемым обыденным сознанием, для которого характерны узкие пространственно-временные рамки: мой дом, моя школа, работа, моя жизнь и т.д.: «обыденное сознание совпадает со спонтанными, непрофессиональными, базирующимися исключительно на непосредственном опыте практической деятельности людей способами освоения мира» (Краткий словарь по социологии, 1989, с.317). Мир такого человека ограничен личными интересами, мотивационно-ценностное отношение (МЦО) к миру, интерес к глобальным проблемам человечества отсутствуют. Обыденное сознание соответствует бытовому, низкому уровню сознания.

Когда объектом мышления становится Космос, мышление распространяется на эту новую область, расширяя границы обыденного сознания. Учащиеся в процессе познания этого объекта узнают, что Вселенная не вечна и не бесконечна; что звёзды рождаются и умирают; что вместе с Солнцем на нашей планете исчезнет жизнь и т.д., сознание учащихся поднимается на более высокую ступень – на уровень космического сознания. Для этих учащихся список известных качеств ума: ясность, логичность, сообразительность, глубина или вдумчивость, широта, гибкость или пластичность, самостоятельность, оригинальность, критичность пополняется такими свойствами как глобальность и масштабность мышления. Глобальность мышления - это свойство ума, которое заставляет задумываться над общечеловеческими земными и вселенскими проблемами (астероидная опасность, ядерная война, осмысление развития Вселенной в пространстве и времени и др.), ставить глобальные проблемы и подходить к оценке и решению этих проблем глобально. Глобальное мышление направлено на осмысление сохранения жизни и человеческой цивилизации на планете Земля и в солнечной системе. Масштабность мышления – это способность оперировать огромными промежутками времени и пространства (миллиарды лет, миллиарды парсек).

Исследования с помощью специальных анкет показали: изучение астрономии и спецкурса по космологии не только формирует у учащихся мировоззрение и научную картину мира, но и способствует развитию у них планетарного, космического мышления, мотивационно-ценностного отношения к Миру, для которых характерны действия, направленные на благо человечества. Ответы респондентов (всего участников эксперимента 230 - студенты, учащиеся школ) соответствовали трём уровням:

1-й – низкий, соответствующий мышлению на бытовом уровне, отсутствию мотивационно-ценностного отношения к Миру. Для обыденного (бытового) уровня мышления характерна ограниченность (узкие пространственно-временные рамки – мой дом, моя школа, работа, моя жизнь и т.д.), отсутствие мотивационно-ценностного отношения к миру, интереса к глобальным проблемам человечества; 2-й – средний уровень; 3-й – высокий – мотивационно-ценностное отношение к Миру («космическое» мышление,).

Результаты эксперимента показали: до изучения астрономии и спецкурса по космологии ответы большинства респондентов соответствовали низкому и среднему уровням: большинство учащихся – 75,3%, показали I-й бытовой (обыденный) и II-й (средний) уровни сознания и меньшинство – около 24,7% – III-й, высокий уровень.; после изучения астрономии и космологии количество респондентов с глобальным («космическим») мышлением и мотивационно-ценностным отношением к Миру возросло в 2,75 раза (III-й уровень), что соответствовало 68% респондентских ответов против 24,4% констатирующего эксперимента. (Гурина, 2009).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: