Развитие личности учащегося

7.1. Структура личности

С.Л. Рубинштейн выделяет такие компоненты личности:

• темперамент;

• способности;

• направленность (интересы, потребности и т.п.) (Рубинштейн,1946)

В концепции В.Н. Мясищева, личность рассматривается как система отношений (при этом выделяя в структуре личности «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную) и «конативную» (поведенческую) стороны отношений) (Мясищев, 1957).

Анализируя взгляды В. Н. Мясищева на личность следует подчеркнуть, два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности

Первое из них в том, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций».

Это принципиальное положение. При этом, именно отношение по мысли В. Н. Мясищева является интегратором этих свойств личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.

Второе положение: В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие «отношение». Отношения – сознательно-избирательная, психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в действиях (поступках) и переживаниях и построена на опыте.

По концепции В. Н. Мясищева:

1) отношение – это системообразующий элемент личности;

2) личность предстаёт как система отношений;

3) личность как система отношений, структурирована по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью (миром) в целом.

Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.

Действительно, с момента рождения человек вынужден вступать именно в общественные отношения (сначала с матерью – непосредственно-эмоциональные отношения, затем с окружающими его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами, коллегами и т.д. в виде игровой, учебной, общенческой и трудовой деятельности), которые преломляясь через «внутренние условия» способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т.е. обнаруживают для самого человека скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. При этом отношения играют регулятивную роль в поведении человека.

Структура отношения. В. Н. Мясищев выделяет в отношении 3 элемента: «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны.

Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми (включая различные моменты - от обмена веществ до идейного общения).

I.Эмоциональный компонент отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера. Способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.

Эмоциональная сторона отношения выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств – неприязни, вражды, антипатии.

II. Познавательный (оценочный) компонент включает отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает. Сспособствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.

Познавательная или оценочная сторона проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.

III Поведенческий (конативный) компонент осуществляет выбор стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе. В поведении (поступки) сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности.

Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность указывая на свой предмет, тем самым дает и косвенное указание на способ достижения этого предмета.

Также различаются следующие виды отношений:

Виды отношений. По направленности отношения делятся на отношения:

·к другим людям (взаимоотношения);

·к себе;

·к предметам окружающего мира.

С точки зрения эмоциональной и рациональной оценок они разделяются на положительные и отрицательные

О развитии отношений. Если личность это система ее отношений, то процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений. В раннем возрасте у ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам. В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением. В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

Отношение и установка. Необходимость сопоставления между собой этих психологических понятий обусловлена тем, что каждая из них претендовала на роль всеобъемлющей психологической категории. И отношения, и установки В. Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Но между ними есть разница:

· Установка бессознательна и потому она безлична,

· Отношение сознательно, хотя, мотивы или источники его могут не осознаваться.

· Отношение характеризуется избирательностью, а установка готовностью (готовность к действию).

Таким образом, отношения и установки это отличные друг от друга психические образования. Понятие «отношение» представляет самостоятельный класс психологический понятий.

7.2. Теория черт личности

Один из основателей теории черт личности Г.Олпорт классифицировал черты личности по признаку ценностных ориентаций У разных людей наблюдаются различные комбинации ценностных ориентаций как черт личности. Выделено 6 таких черт личности (Олпорт, 2002)..

1. Теоретическая. Человек, придающий особое значение этой ценности,прежде всего заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Фундаментальная наука или философия – виды деятельности, которые наиболее подходят таким людям.

2. Экономическая. «Экономический» человек ценит то, что полезно и выгодно. Он практичен, его деятельность направлена на то, чтобы делать деньги. Знания, не находящие конкретного применения, он считает бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом реализации научных потребностей людей экономического склада.

3. Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Воспринимает любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности. Эстетический субъект не обязательно будет художником, но его наклонности всегда проявляются в интересе к эстетическим сторонам жизни.

4. Социальная. Наивысшая ценность для людей такого типа – любовь людей. Любовь – единственная приемлемая для них форма человеческих отношений. В чистом виде социальная установка является для таких людей альтруистической и связана с религиозными ценностями.

5. Политическая. Доминирующим интересом людей политического типа является власть. Ценят власть и влияние на других, славу и известность. И не обязательно власть только в области политической.

6. Религиозная. Представители этого типа главным образом заинтересованы в понимании мира как единого целого. Способы варажения этой черты и способы самоутверждения этого типа могут быть различными. Одни религиозные личности являются мистиками. Другие находят смысл в активном участии в жизни и помощи другим (мать Тереза), третьи отстраняются от мирской жизни (монахи), стремясь к соединению с высшей реальностью

7.3. Типы характера по Фромму

Характер – совокупность психических, духовных свойств личности, обнаруживающихся в его поведении (Ожегов, с.860). Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающая типичный для данного субъекта способ поведения в определённых жизненных условиях и обстоятельствах (Совр. Словарь, с.859)

Под личностю Фромм понимает целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным (Фромм, 1998, 2010). Врождённые психические свойства – это темперамент, талант и др. конституционно заданные психические свойства. Характер формируется также при воздействии социума (в т.ч. при воспитании). В то время, как различия в темпераменте не имеют этического значения, различие в характере образуют реальную проблему этики, они свидетельствуют об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить в обществе. Следует отличать индивидуальный характер от социального. Индивидуальный характер – это искусство жить в ладу с собой.

Характер выполняет функцию отбора идей и ценностей. От также даёт основу для приспособления индивида к обществу. Обычная семья – это «психический посредник» общества. Ребёнок приобретает характер, заставляющий его хотеть делать то, что он должен делать в своём социуме. Поэтому ребёнок приобретает наряду с индивидуальными чертами также и общие черты, присущие большинству членов социального класса или культуры (субкультуры). Т.о. можно говорить о социальных чертах характера. Благодаря отличию индивидуального характера от социального, внутри одной и той же культуры (класса) одна личность отличается от другой.

Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Фромм, 1998).

Типы характеров
рецептивный
стяжательский
эксплуататорский
рыночный
плодотворный


Схема 2. Типы характера по Фромму.

1. Рецептивный тип (РТ). Человек рецептивной ориентации считает, что «источник всех благ» лежит вовне, и что единственный способ обрести желаемое – получить его извне. Для РТ проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не в том, чтоб любить. Поэтому они «бросаются» за всеми, кто предлагает им любовь или то, что похоже на любовь. В интеллектуальной среде они – лучшие слушатели, поскольку ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Предоставленные сами себе, они чувствуют себя потерянными или парализованными. Религиозные люди РТ ориентации ждут всего от Бога, и ничего – от собственной активности, не религиозные ищут «магических помощников», чтобы питаться от них. Они вынуждены быть верными многим людям, которые обеспечивают их безопасность и они бояться потерять их, и это делает их слишком зависимыми от других. Люди рецертивного типа дружелюбны и доверчивы, они любят поесть и выпить. Рот у них выразителен: губы приоткрыты, как будто постоянно ждут пищи. Однако они приходят в смятение, когда им грозит потеря «источника питания». Делают они что-то для других ради того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорский тип (ЭТ).

Основная предпосылка – источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Отличие от РТ в том, что ЭТ не ждёт от других что-либо в дар, а отнимает у них желаемое силой или хитростью. Такая ориентация распространяется на все сферы действий. В области любви и чувств они нацелены присваивать и красть. ОНИ испытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять или увести у кого-то другого. Они не склонны влюбляться в непривязанного ни к кому человека. В интеллектуальной деятельности такие люди склонны не создавать идеи а красть их (плагиат) или в более скрытом виде - выдавать чужие мысли за свои. В сфере материальной – вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше, чем те, которые они могут создать сами: они склонны переоценивать то, что принадлежит другим и недооценивать своё собственное. Они эксплуатируют и используют всех и всякого из кого они могут что-то выжать. Они любят объектов своей эксплуатации, но им «наскучивают» те, из кого они уже всё выжали. Крайний случай – клептоман, который наслаждается только теми вещами, которые украл, хотя у него достаточно денег, чтобы купить их. Отличительные черты этих людей – язвительная гримаса, подозрительность, цинизм, зависть и ревность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: