История правового регулирования земельных отношений в России

Начало серьезной работы по подготовке аграрной реформы середины XIX в. непосредственно связано с началом царствования Александра II (1855 г.).Ситуация в стране, сложившаяся к моменту воцарения, была весьма тяжелой. Экономический кризис внутри страны из-за от­сталости производства усугублялся падением международного ав­торитета, связанного с неудачами крымской войны. Россия теряла прежние позиции на международном сельскохозяйственном рынке. Сельскохозяйственное производство оставалось весьма отсталым, крепостной строй не оставлял больше надежд на его развитие. И страшным доказательством этого был рост крестьянских волнений. Александр II принимает решение о проведении реформ, и, преж­де всего аграрной. Однако известному Манифесту 1861 г. предше­ствовала почти пятилетняя работа по подготовке условий проведе­ния преобразований и основных документов. Сперва был образован Секретный комитет (1857 г.), основной задачей которого был не­гласный сбор информации о состоянии крестьян в это время. Вслед за этим в некоторых губерниях открывались свои комитеты по об­суждению крестьянского вопроса. В 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу занял место Секретного, после чего работы по подготовке реформ стали проводиться гласно. В 1958 г. специально для проведения окончательных законопроектных работ был создан особый орган, названный Редакцион­ными комиссиями. Он состоял наполовину из представителей пе­тербургских чиновников и наполовину из лиц, зарекомендовавших себя как специалисты в крестьянском, аграрном и иных вопросах, имеющих отношение к реформам. Таким образом, состав Редакци­онных комиссий был весьма разнообразным и авторитетным. Воз­главил их Ростовцев. Крупное российское дворянство, владевшее большими земель­ными территориями, в первую очередь было заинтересовано в про­ведении реформ с наименьшими жертвами со своей стороны. Поте­ря земельных площадей в ходе реформ была явно не в их интере­сах. Боялись они и усиления крестьянских волнений.
Положения 19 февраля 1861 г. (Общее положение о крестья­нах, Положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. По этому за­конодательству земля была крестьянам выделена, но, как уже го­ворилось, использование земельных участков существенно ограни­чивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу. Субъектом земельных отношений в центральных губерниях России признавалась крестьянская земельная община. Внутри зе­мельной общины крестьянской семье (крестьянскому двору) предо­ставлялось право пользования частью земельного надела общины — одной или несколькими полосами земли. Для того чтобы уравнове­сить права крестьянских дворов на надел, для общины было уста­новлено право периодического "передела" земли — особой проце­дуры обмена земельных полос, как правило, одновременно всеми членами общины. Законодательство 1863 г. (Законы от 18 июня и 14 декабря) ограничивали права надельных крестьян в вопросах передела за­лога и отчуждения земли с тем, чтобы укрепить и ускорить выпла­ту выкупных платежей. Это не позволило приравнять крестьян к иным сословиям в вопросах реализации прав на землю еще некото­рое время. 18 мая 1882 г. учреждается Крестьянский поземельный банк. В том, что касалось прав крестьян на землю, его роль заключалась в некотором упрощении получения (приобретения) земельных участ­ков крестьянами на праве личной собственности, не распростра­ненной среди этого сословия.

Столыпинская аграрная реформа 1906 г. Для аграрной реформы этого периода было характерно то, что она проходила в условиях еще более мощного кризиса, охватившего практически все стороны политической и экономической жизни стра­ны. И одной из наиболее серьезных оказалась ситуация в аграрной сфере.
Известно, что в проведении преобразований П. А. Столыпин опирался на программу, разработанную ранее известным преобразователем С. Ю. Витте, но отвергнутую в пользу иной программы подготовленной министром внутренних дел В. К. Плеве. Разница Если программа Плеве предусматривала активное вмешательство государства в сельское хозяйство, поддержку общины и крупного помещичьего землевладения, то Витте предлагал делать ставку не на государственную поддержку прежней структуры, развивать и поддерживать хозяйственную активность крестьян путем установления частной собственности на землю и упразднения общинного строя. Революция 1905 г. наглядно показала, насколько был прав Витте говоря о необходимости применения более радикальных мер. Одна ко к этому времени С. Ю. Витте был уже отстранен от государст­венных дел, и за проведение реформы взялся П. А. Столыпин.
Основным, среди прочих, направлением реформы была реор­ганизация крестьянского хозяйства и изменение содержания прав крестьян на землю. В это время не только расширились права крестьян на землю (отмена выкупных платежей Указом от 3 ноября 1905 г. способство­вала этому в особенности), но и был сделан шаг в направлении реализации личного права собственности на землю. Реформа, если рассматривать ее с этой точки зрения, была направлена на переход от преимущественного права общей собственности на землю среди крестьян (общинное землевладение) к праву личной собственности главы хозяйства. Первым шагом реформ был запрет проведения переделов в общине и повсеместный переход от права общины на земельный надел к праву крестьянского двора на часть надела, закрепленную за ним последним переделом. представлял собой не несколько полос, а единый земель­ный участок. Вслед за этим на основании законодательства крестьянин — член общины получал право выхода из нее со своим земельным наделом для образования хутора. Реформой предусматривался строго добровольный порядок пере­хода к хуторскому землевладению. И, несмотря на многие труднос­ти, к 1917 г. количество хуторских землевладений увеличивалось, однако сама реформа к этому времени не была завершена. Таким образом, в период с 1861 по 1917 г. законодательство шло в направлении предоставления крестьянскому сословию прав на землю, равных существовавшему в России праву личной собст­венности на землю. Это право включало владение землей, право использовать землю ограничивалось обязанностью не нарушать права собственников соседних участков и права сервитута. Право распоряжения земельным участком заключалось в праве заклю­чать все виды сделок, предусмотренных гражданским законода­тельством для недвижимости, а также совершать иные действия, предусмотренные правом для распоряжения недвижимостью. За­коном была предусмотрена возможность выкупа земель для госу­дарственных нужд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: