Структура международного политического процесса

В политической науке нет установившихся представлений о структуре международноготюлитического процесса. С нашей точки зрения, такая структура может быть представлена в виде трех составляющих:

- субъекты международного политического процесса;

-объекты международного политического процесса;

- нормативно-правовая база, на основе которой строятся отношения между субъектами.

- Субъектами международного политического процесса являются: государства и группы государств; международные политические и общественные организации, созда- 99

ваемые государствами (ООН. НАТО, ЮНЕСКО и др.); объединения, сообщества, союзы, ассоциации и пр., создаваемые внегосударственными (в том числе и террористическими) организациями, движениями и т.д.

• Под объектами международного политического процесса подразумеваются различные международные интересы.

• Нормативно-правовая база международного политического процесса представляет собой все многообразие двухсторонних, многосторонних и иных договорных обяза':

тельств. которые заключаются на основе принципов международного права. |

Рассмотрим каждую из составляющих международного ^ политического процесса подробнее.

Субъекты международного политического процесса

Основными субъектами международного политического | процесса являются государства и группы государств. В| настоящее время в мире насчитывается более 200 госу-1 дарств. Все они формально являются равноправными субъек-Ц тами мирового сообщества. Но в действительности их роли 1 и статусы в мировой политике не равны, |

Наибольшее влияние в решении международных полити-1 ческих проблем имеют так называемые великие державы,^ которыми признаются США, Япония, Германия, Великобри-1 тания, Франция, Италия, Китай, Индия, Россия. Первые шесть 1 из перечисленных стран, а также Канада считаются наиболее развитыми странами мира («большая семерка»). Эти семь стран производят более 45% мирового валового продукта.

Китай и Индия - страны, в каждой из которых числен-, ность населения превышает миллиард человек- в последние 10-15 лет бурно развиваются (в том числе в военной области) и их голоса в решении международных проблем становятся все весомее.

Россия по своим экономическим показателям (2% мировой валовой продукции и 2 тыс. долл. дохода на душу населения в год) не идет ни в какое сравнение с наиболее развитыми странами мира, а по численности населения (почти 145 млн. 182 тыс. человек) - с Китаем и Индией. Но благодаря тому, что Россия располагает вторым^после США) помощ-ности ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию (свыше 17 000 тыс. кв. км) и занимает выгодное географическое положение, она также считается великой дер- 100

жавой. Кроме того, в последние годы Россия принимает участие в ежегодных заседаниях (встречах высших руководителей) стран «большой семерки», что также способствует росту ее авторитета в мировом сообществе.

Особое место среди великих держав и в мировом сообществе в целом занимают США. Эта страна считается сверхдержавой. В свое время Советский Союз также считался сверхдержавой и мир делился на два политических полюса, т.е. был биполярным. С распадом СССР Соединенные Шта-ты Америки становятся единственной сверхдержавой и отныне не скрывают своих претензий на единоличное мировое лидерство.

Роль каждого государства в международном политическом процессе во многом зависит от его геополитического положения, которое определяется совокупностью самых существенных данных о его нынешнем состоянии и перспективах дальнейшего развития. К таким данным относятся све-дения о расположении и размерах территории, природных и людских ресурсах, способах и целях их использования, существующем политическом режиме и общей идейно-политической ориентации общества.

Другим видом субъектов международного политического процесса являются международные объединения. Это различные политические, военно-политические, попитико^ко-номические и прочие союзы, блоки, коалиции. В основе их создания лежат, как правило, совпадающие интересы и цепи государств-участников. Такие объединения могут носить двухсторонний характер.

Более весомыми являются многосторонние межгосударственные объединения. Они, как правило, формируются по региональному принципу, например, Организация американских государств (ОАГ); Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членами которой кроме европейских стран являются США и Канада; Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация африканского единства (ОАЕ) и др. Большинство государств - экспортеров нефти из разных регионов объединяет межгосударственная организация ОПЕК. Исламские страны участвуют в Организации исламской конференции (ОИК). Органом коллективной безопасности в Европе (и не только) является Организация Североатлантического договора (НАТО).

Глобальной межгосударственной организацией, объединяющей более 190 государств мирового сообщества, явля- 101

ется Организация Объединенных Наций (ООН). Согласно уставу ООН все входящие в нее члены являются равноправными участниками ее Генеральной Ассамблеи, на которой обсуждаются самые насущные международные проблемы и вырабатываются соответствующие резолюции.

Резолюции Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер и не всегда выполняются. Но если возникшая проблема угрожает миру и стабильности и/или влечет неоправданные человеческие жертвы, то она может быть рассмотрена на заседании Совета Безопасности ООН, который, согласно Уставу ООН, несет главную ответственность за поддержание мира во всем мире. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех стран. В случае невы-полнения этих решений к нарушителю могут быть применены санкции (экономические, политические, военные).

Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных членов (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция) и периодически переизбираемых представителей разных регионов мира.

Третьим видом субъектов международного политического процесса являются внвгосударственныв международные объединения. Например, такие как: Социалистический Интернационал; Международная конфедерация свободных профсоюзов; Римский клуб; «Международная амнистия»;

«Голос Хельсинки»; «Гринпис» и др. Всего в мире насчитывается более трех тысяч международных неправительственных организаций.

Каждая из внегосударственных международных организаций занимает определенную нишу в международных отношениях и выполняет специфические функции. Так или иначе они оказывают влияние на международный политический процесс.

Объекты международного политического процесса

Под объектами международного политического процесса, как уже говорилось, подразумеваются различные международные интересы. Именно интересы являются двигателем в международной политике. Они объединяют и разъединяют народы различных стран, «заставляют» их сотруд-ничать или конфликтовать. Каждое государство заботится прежде всего о своих национальных интересах, при этом нередко попирая интересы других. Подтверждением этому могут служить слова русского философа XIX в. В. С. Соловь- 102

ева:«... никто и на словах, и на деле не заботится так много, как англичане, о своих национальных и государственных интересах. Всем известно, как ради этих интересов богатые и влиятельные англичане морят голодом ирландцев, давят индусов, насильно отравляют опиумом китайцев, грабят Египет. Несомненно, все эти дела внушены заботой о национальном интересе» (цит. по: Новый мир, 1989, № 1,с. 208-209).

Интересы возникают из объективных потребностей. Например, потребность в нефти вынуждает государство, не имеющее своих нефтяных месторождений, вступать в международные отношения с государствами - экспортерами нефти. Осознанные интересы воплощаются в конкретные цепи международной политики. Чем более развитым является государство, тем больше у него возникает интересов в международной сфере. В свою очередь, развитие всесторонних связей и отношений стимулирует развитие национальных интересов и самого государства. Так, США- наиболее развитая страна мира - объявила весь мир «зоной своих национальных интересов».

Международные объекты (интересы) могут быть двусторонними-отношения между государствами; многосторонними - проблемы и интересы, затрагивающие группу стран;

глобальными- проблемы, затрагивающие интересы всего мирового сообщества. Все виды международных объектов тесно взаимосвязаны. Например, военный конфликт между двумя странами может дестабилизировать целый регион, а экономическая катастрофа в каком-либо регионе - угрожать безопасности всего мира.

. Нередко интересы одной страны вступают в противоречие оинтересами другой. Такие противоречия могут приводить к международным конфликтам и войнам.

Нормативно-правовая база международного политического процесса

Основу нормативно-правовой базы международного политического процесса составляют основные принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН. Перечислим важнейшие из них: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой;

принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобще- 103

го уважения прав человека; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Принципы международного права выполняют регулятивные функции в международном политическом процессе. Кроме того, они являются основой для разработки и принятия двусторонних и многосторонних нормативно-правовых актов. Например, отношения между двумя государствами могут регулироваться подписанным ими двусторонним договором. Но этот договор не должен нарушать принципы международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: