Россия в структуре международного политического процесса

Россия занимает весьма выгодное геополитическое положение в мире. Она является связующим звеном между Западом и Востоком, между Севером и Югом. Имея самую 107

большую территорию, Россия обладает огромным количеством разнообразных ресурсов. Кроме того, в России сохраняются значительный научный потенциал и квалифицированная рабочая сила, а наличие второго по мощности ядерного вооружения делает Россию великой ядерной державой.

Но все эти (и многие другие) положительные факторы сами по себе не обеспечивают России соответствующего ее статусу положения на международной арене. Дело в том, что за годы реформ (с 1992 г.), в результате непродуманной, а порой и преступной политики правящей элиты Россия была отброшена в своем развитии на многие десятилетия назад. Сейчас ее промышленный потенциал по своему уровню развития сопоставим с уровнем слаборазвитых стран. В структуре внешней торговли преобладает экспорт сырья. Сырая нефть и природный газ обеспечивают 35 - 40% валютной выручки страны. Кроме того, на экспорт поставляется огромное количество меди, алмазов, никеля, фосфатов, природной древесины и т.д. За годы реформ Россия по сути пре-вратилась в сырьевой придаток развитых стран мира.

По объему внешнего долга наша страна вышла на одно из первых мест в мире. Только в период с 1990 по 1994 г. внешний долг вырос с 55,8 млрд. долл. до 112,7 млрд. долл. (см.: Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы// Социально - гуманитарные знания, 2001, №4, с. 5). На 3/4 уменьшился объем продукции оборонно-промышленного комплекса. Резко снизился уровень национальной безопасности страны. Вывоз капиталов за границу, «утечка умов» и криминализация российской экономики и политики дополняют мрачную картину состояния современной России.

Причиной бедственного положения России являются не только непродуманная и/или преступная политика правящей элиты, но и целенаправленные действия стран Североатлантического блока, и прежде всего США. Многие западные политики открыто говорят о необходимости ликвидации России как суверенного независимого государства. Так, бывший государственный секретарь в администрации Б.Клинтона М.Олбрайт заявила, что «задача США-управлять последствиями распада советской империи» (НГ, 1998,16.10.). А известный американский политик 3. Бжезинский пишет о необходимости поставить экономику России под косвенный контроль ведущих держав мира (см.: Бжезинский 3. Великая 108

шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.,1999).

Ускоренными темпами расширяя блок НАТО, который уже в ближайшее время вплотную подступит к границам России, США и их союзники пытаются поссорить Россию с ближайшими ее соседями: Украиной, Грузией, странами Прибалтики, Китаем; втянуть ее в международные конфликты, столкнуть с мусульманским миром. Об этом, в частности, свидетельствует события в Чечне и на Балканах.

Планы западных политиков по удушению российского государства нашли поддержку и «понимание» у отечественных «либералов-глобалистов». Навязываемая извне экономическая либерализация, которую ради сугубо личной выгоды настойчиво внедряют с начала 1990-х гг. наши «демократы», привела страну к экономической катастрофе, развалу национальной промышленности, депопуляции (вымиранию) коренного населения. По мнению А. С. Панарина, «страной правит глобальная элита, которая уже совершила свое расставание с нацией и не считает «этот» народ своим» (Панарин А.С. Указ. соч., с. 64.)

Между тем выгодное географическое положение России, наличие огромной территории, богатой разнообразными ресурсами, и поразивший ее системный кризис делают ее привлекательным объектом для внешней экспансии. Пока эта экспансия выражается в интервенции разных стран на российский рынок, стимуляции войны в Чечне, неконтролируемой миграции населения соседних стран в Россию, навязывании через СМИ стандартов «западного образа жизни», распространении наркотических средств и т. д.

Весьма сдерживающим фактором более явного вмешательства во внутренние дела России со стороны других государств и международных организаций является то, что Россия пока еще обладает мощным ядерным потенциалом. Однако уже в ближайшие 10-15 лет в результате недостаточного финансирования ядерный потенциал России может значительно сократиться. Россия окажется безоружной перед внешней угрозой. И тогда, возможно, начнется борьба между наиболее развитыми и сильными странами мира за передел России.

Чтобы избежать столь драматического развития событий, Россия должна мобилизовать все свои ресурсы и направить их на укрепление российской государственности, на возрождение экономического, военного и иного потенциала 109

страны. Для этого необходимо, на наш взгляд, безотлагательно провести следующие реформы, или «антиреформы»:

• подчинить воле народа политическую власть - «заставить» правящую элиту выражать и отстаивать во внешней и внутренней политике национальные интересы российскою общества и государства, а не свои личные;

• для укрепления государственной власти, оперативного и эффективного управления экономикой, реальной борьбы с преступностью и коррупцией (прежде всего в высших эшелонах самой власти) необходимо перейти к «авторитарно-правовой» форме государственного правления как переходной модели к демократии;

• вернуть государству украденную у него собственность, восстановить государственный контроль над экспортом природных ресурсов, в развитии крупной промышленности основную ставку делать на государственно-капиталистическое производство;

• ограничить идеологическую экспансию западных СМИ в российском обществе;

• укрепить внешние границы государства. Установить визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья. Прекратить незаконную миграцию граждан других государств на российскую территорию. Всячески содействовать возвращению в Россию наших соотечественников, проживающих ныне в других странах;

• формировать боевые части армии только на контрактной основе. При этом сохранить общую воинскую повинность, без каких-либо отсрочек от призыва для всех пригодных к воинской службе категорий граждан, но сроки призыва ограничить шестью месяцами.

События последних лет показывают, что для сохранения своего суверенитета и своей значимости на международной арене Россия не должна ориентироваться только на Запад. Ей необходимо проводить взвешенную внешнюю политику, сохраняя дружественные отношения со всеми странами мирового сообщества. При этом в любой международной акции надо прежде всего учитывать долговременные национальные интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: