Полисность древнегреческого мира привела к тому, что даже взаимоотношения разных городов-полисов уже можно было считать межгосударственными отношениями. Между греческими государствами существовали достаточно тесные связи, обеспечивающиеся с помощью гонцов и посольств. Важность межполисной коммуникации в полной мере и средств ее поддержания осознавалась правителями, которые многое делали для создания и поддержания системы путей сообщения.
Например, главной заслугой коринфского правителя Периандра (VII в. до н. э.), еще при жизни включенного в число «семи мудрецов Греции», была признана реконструкция волока для судов. Для распространения информации, доставки известий и посланий широко использовалась вся транспортная инфраструктура: верховые лошади, повозки, морские и речные суда.
Против иноземных противников греки использовали методы, впоследствии получившие собирательное название «Информационная война».
Наиболее распространенным из них в архаический и классический период было создание мифов.
|
|
Ярким примером является знаменитый миф о Тесее и Минотавре, сложившийся в эпоху противостояния Афин и Крита. Согласно легенде, критский царь Минос за убийство своего сына наложил на афинян обязанность каждые 7 лет присылать на съедение Минотавру, жившему в Лабиринте, по 7 афинских юношей и девушек, и эта позорная дань уплачивалась, пока сын афинского царя Тесей не победил Минотавра. Между тем, как установлено исследователями, исторический контекст этого мифа состоял в следующем: на Крите периодически проводились спортивные игры, кульминацией которых был так называемый танец с быком, и спортсмены со всей Греции принимали участие в этих опасных состязаниях, которые нередко заканчивались смертью атлетов; Крит, и в самом деле, на какое-то время подчинил себе материковую Грецию, а затем афиняне (вероятно, после извержения вулкана на острове Санторин — страшного катаклизма, почти уничтожившего критскую цивилизацию около 1400 г. до н. э.) сумели разгромить ослабленную критскую армию и сбросить иго миносов; возможно, греков и в самом деле возглавлял сын афинского царя Тесей, а его противником оказался критский полководец Минотав или просто Тавр. Миф же, появившийся как отражение триумфа Афин, должен был изгнать из людской памяти столь «прозаическое» прошлое, придать героям прошедших эпох сверхъесте ственные черты.
Другим эффективным приемом информационной войны становилась дезинформация.
Она с успехом применялась греками как во время военных действий (когда греческие лазутчики ложными сообщениями вводили врага в заблуждение, так и в торговой сфере: согласно древнегреческому оратору Лисию,, торговцы зерном нередко выдумывали и распространяли слухи о разного рода несчастьях, поскольку это обычно повышало цены на хлеб. Не случайно Гермес, бог торговли и коммуникации, был, как уже отмечалось, также покровителем лжецов!
|
|
Греки неоднократно создавали союзы: первоначально на основе почитания одних божеств, затем — военные и политические. Наиболее известный из них — Афинский морской союз, существовавший в V-IV вв. до н. э. Естественно, для решения вопросов о создании подобных союзов и вступления в них требовались специалисты в области переговоров, каковые и включались в число посольств, как, например, Демосфен.
Очень важную роль в международном общении играли общегреческие спортивные игры: Немейские, Олимпийские и др. Имевшие поначалу локальный характер, они вскоре стали событиями межполисного уровня, причем их проведение влекло за собой ряд важных политических последствий. Во-первых, на период проведения игр устанавливались перемирия. Во-вторых, победители игр становились настолько влиятельными людьми, что могли претендовать и на политическую власть в своих государствах.
«Просвещенные» греки в течение долгого времени не испытывали интереса к иностранным культурам и строили представления о чужеземцах на основе мифов и стереотипов, выведенных в драматических произведениях (чаще всего, — комедиях). Немудрено, что отношение к «варварам», т. е. всем негрекам, было преимущественно враждебным.
Международная коммуникация древних римлян существенно отличается от греческой. Для греков «варвары» были не хуже или лучше, а просто чужими, «другими». Для римлян же все неримляне считались людьми «второго сорта», которые имели куда меньше прав, чем полноправные жители Рима, и должны были признавать превосходство граждан «Вечного города».
В Риме действовали даже разные системы права для римлян «право граждан» и для остальных «право народов», включившее в себя правовой опыт зарубежных государств: на основании норм первого римляне взаимодействовали между собой, а второе регулировало отношения со всеми иностранцами. Правда, в силу политических обстоятельств Риму постепенно приходилось расширять понятие «римлянин». Сначала гражданские права получил ряд италийских городов, а в 212 г. н. э. император Каракалла специальным эдиктом даровал права граждан жителям всех провинций империи (что, по мнению поздних римских историков, послужило началом конца римской цивилизации). Со временем «право народов» стало основной правовой системой, которой начали пользоваться даже сами римляне в правоотношениях друг с другом.
Во взаимоотношениях с иностранцами римляне предпочитали действовать преимущественно с позиции силы. Это не значит, что они не признавали дипломатии: в трудах римских историков Тита Ливия, Аппиана, Аммиана Марцеллина большое внимание уделено не только войнам и битвам, но и переговорам, их порядку, форме, содержанию. Однако именно из сообщений историков можно сделать вывод, что римляне не отличались дипломатическим мастерством и чаще всего, проиграв на поле дипломатии, вынуждены были брать реванш военной силой. Все их военные союзы также строились преимущественно на силе их войск и готовности союзников примкнуть к победителю, а не на мастерстве убеждения, характерном для греков, карфагенян или эллинистических государств Азии.
Р ешительность и бескомпромиссность римлян демонстрировали их акции символического характера, рассчитанные на иностранцев. Например, в 146 г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а земли вокруг него засыпаны солью, чтобы на них ничего не произрастало: подобные действия с практической точки зрения были бесполезны, но несли грозное предупреждение всем потенциальным врагам Рима.
|
|
Таким образом, рассматривая коммуникацию в Древнем Риме, мы сталкиваемся с весьма интересным историческим феноменом. Во-первых, не обладая многообразием коммуникативных приемов и методов, свойственных, к примеру, грекам или карфагенянам, римляне сумели в конечном счете одержать победу над теми и другими, включив их в состав своей империи. Во-вторых, несмотря на то, что, собственно, римская культура представляет довольно небольшой слой среди культурных традиций, позаимствованных из других стран, европейская цивилизация считается наследницей именно Рима. Следовательно, можно говорить о том, что римляне (сознательно или подсознательно) сумели создать себе имидж хранителей культурного наследия, передавших его своим потомкам.