Политическая коммуникация в Древней Греции

Тема: Развитие рекламы и PR в античном мире

1. Политическая коммуникация в Древней Греции.

2. Особенности политической коммуникации в Древнем Риме.

3. Коммуникация в религиозной сфере.

4. Деловая коммуникация в Античном мире.

5. Международная и межкультурная коммуникация Древнего мира.

6. Античные представления о коммуникации.

Главной отличительной чертой античного общества был гораздо бо­лее высокий уровень индивидуализации, чем в первобытный период или в древневосточных деспотиях,

- это имело большое значение для развития коммуникации,

- способствовало достаточно четкому разгра­ничению ее приемов и методов в разных сферах: политической (в том числе государственной), религиозной, торговой.

Политическая коммуникация в Древней Греции

В Греции сложи­лась политическая система, которую можно назвать демократической, причем даже в тех государствах, в которых формально существовала монархия или тирания. Именно демократия стала основой развития системы разносторонней публичной коммуникации.

Некоторое исключение, впрочем, составляло Критское государство, существовавшее до XIV в. до н. э. Его цари (миносы) считались, подобно египетским фараонам и китайским императорам, детьми богов и явля­лись посредниками между своими подданными и богами. Царь Крита был верховным жрецом, а жизнь царского семейства состояла из ежед­невных многочисленных ритуалов, направленных в первую очередь на поддержание сакрального образа августейшего семейства. Так, царь и члены его семьи должны были проводить священные церемонии, пи­таться только из старинной посуды и пр. Дворец миносов Лабиринт отличался великолепием, что должно было, в том числе, и производить впечатление на иноземцев, прибывавших на Крит, Неслучайно он фи­гурирует в древнегреческих мифах и даже само слово «лабиринт» ста- ло нарицательным. Крит как единое государство резко отличался от по­лисов (городов-государств) материковой Греции и имел больше сходств с восточными монархиями. Общество Крита делилось на два нерав­ные части: с одной стороны — царское семейство и его приближен­ные, с другой — остальные подданные, не игравшие значительной роли в управлении.

Совсем иная система государственного управления сложилась в мате­риковой Греции. В Спарте, например, цари являлись такими же членами коллегии эфоров, как и другие ее члены, избиравшиеся народом. Монар­хам и тиранам

( Слово «тиран» в Древней Греции и затем в средневековой Италии означа­ло правителя, пришедшего к власти с помощью силы, в отличие от всенародно избранного правителя или наследственного монарха. Тираны могли быть весь­ма демократичными и нередко пользовались большей популярностью в наро­де, нежели законные правители )

древнегреческих полисов (Афины, Фивы, Коринф, Спар­та и др.) постоянно приходилось соотносить свои действия с мнением на­рода, который представлял собой не сплошную массу, подчинявшуюся воле правящей верхушки, а совокупность индивидов, имевших право го­лоса на народных собраниях и право участия в управлении — в случае их избрания в органы власти. Поэтому народные собрания имели столь боль­шое значение и проходили довольно часто: по словам Аристотеля, афин­ское народное собрание созывалось 40 раз в год.

Собрания проводились в установленном порядке (созывались орга­нами власти — ареопагом, советом и т. п., — глашатаи информировали народ об их проведении), но не имели четкого регламента. В результа­те каждый участник собрания в любой момент мог взять слово и обра­титься с речью к остальным. В «Илиаде», например, описанию подоб­ных собраний отведено немало места, и, что примечательно, на них выступают не только цари и герои Агамемнон, Одиссей, Ахилл и др., но и простые воины, например Терсит. Отсутствие четкого порядка проведения собраний приводило к тому, что нередко ораторов преры­вали выкриками, замечаниями, репликами, просто не давая говорить. Поэтому Платон, в частности в диалоге «Протагор», упрекал афинян в том, что они нередко брали слово только ради того, чтобы просто обра­тить на себя внимание, а Демосфен в своих речах призывал сограждан сначала выслушать, а затем «поднимать шум».

Собрания, с одной стороны, позволяли властям выяснить реакцию общества на те или иные властные решения и действия, с другой — способствовали появлению «профессиональных политиковораторов, предводителей общественных кланов и групп. Такие лица назы­вались демагогами, и в Греции это слово поначалу не несло негатив­ной нагрузки: «демагогия» означала управление народом, ведение его за собой. Но уже Аристотель в IV в. до н. э. определял демагогию как заискивание перед народом и искусство манипулировать им.

Народ (демос) неоднократно одерживал верх над аристократией, что приводило к власти как коллегиальные органы (Совет пятисот), так и отдельных лиц: Пизистрата, Клисфена, Перикла. Именно под давлени­ем демоса Солону пришлось принять новые законы, уничтожить кабаль­ные записи и реформировать систему управления (594 г. до н. э.). Древ­негреческие тираны вынуждены были считаться с народной оппозицией и, в полной мере осознавая опасность ее влияния на народ, всячески ста­рались ослабить ее: например, коринфские правители успешно приме­няли практику выселения представителей оппозиции в колонии: на Си­цилию и другие средиземноморские острова.

Избираемые органы власти в Греции отличались многочисленностью. Например, известно, что в Афинах население составляло около 35 тыс. чел., из них 20 тыс. являлись государственными служащими или пред­ставителями избранных органов. Одна только гелиэя (суд присяжных) состояла из 6 тыс. членов! Не участвовать в политической жизни об­щества для граждан было просто невозможно. С одной стороны, «ин­теллектуальная элита» призывала граждан к политической активности: так, Аристотель в своей «Политике» заявляет о необходимости участия граждан в политической жизни общества. С другой стороны, власти су­рово наказывали за уклонение от исполнения гражданского долга: еще Солон постановил, что гражданин, не примкнувший ни к одной из про­тивоборствующих фракций, лишался имущественных прав!

Уже древние греки оценили важность репутации для карьеры того или иного политического деятеля. И, как это обычно бывает, в первую очередь стали выискивать способы ухудшать репутацию политических противников, а не улучшать свою собственную.

В результате в Древней Греции оказалась весьма распространена деятельность так называемых сикофантов — профессиональных обвинителей. Изначально они были именно обвинителями лиц, совершивших реальные преступления, но впоследствии просто стали искать, кого бы и в чем обвинить. Несмотря на низкую репутацию сикофантов (нередко занимавшихся обыкновен­ным шантажом и вымогательством), их обвинения часто влекли за со­бой серьезные последствия для обвиняемых, особенно если у последних были влиятельные враги.

Жертвой подобных методов (получивших на­звание «диффамация») пал, например, блестящий оратор Андокид, об виненный в нечестии и вынужденный в 415 г. до н. э. покинуть Афины, причем разбирательство его дела с перерывами тянулось 16 лет. Несом­ненно, обвинения в религиозных преступлениях послужили удобным поводом для его противников избавиться от влиятельного врага. Еще более известен пример с Алкивиадом (451-404 до н. э.) — выдающимся полководцем и политическим деятелем, учеником Сократа, который, несмотря на свои воинские заслуги, был обвинен в уголовном преступ­лении и вынужден был покинуть Афины, найдя убежище у их врагов: сначала в Спарте, затем — в Персии. Другим весьма эффективным ме­тодом стало распускание слухов: те же сикофанты перед тем, как обви­нить кого-либо перед официальными лицами (Советом пятисот, гелиэ-ей, ареопагом), нередко распускали слухи в публичных местах, заранее подготавливая почву для своих выступлений и обеспечивая себе под­держку общественности в кампаниях против того или иного лица.

Главными центрами политической коммуникации были: агора — ры­ночная площадь, служившая также местом расположения главных го­родских зданий, святилища и храмы, театры, а также бани и гимнасии (залы и площадки для спортивных упражнений). Последние во все вре­мена являлись весьма характерным местом собраний для решения важ­ных вопросов и общения: именно в гимнасиях начал распространять свое учение Сократ.

Роль политической коммуникации в Древней Греции весьма ярко от­ражена Аристотелем в трактате «Политика»: «Государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради како­го-либо блага... причем больше других, к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow