В Древней Греции зарождается то, что сегодня принято называть «деловой коммуникацией» или «РR в бизнесе». В сельском хозяйстве и на массовых работах широко применялся труд рабов, ремесленников было достаточно много, и между ними существовала довольно активная конкуренция. Развитие торговли было обусловлено появлением городов, в которых, по мнению Платона, для того и существовало общение, чтобы можно было обмениваться товарами и услугами.
Почему-то распространено мнение, будто греки испытывали отвращение к физическому труду, который якобы составлял удел рабов. На самом деле даже философы аристократического происхождения (Платон, Аристотель) отмечали, что труд свободных граждан, в процессе которого они проявляют интеллект и профессионализм, почетен (правда, труд рабов они и в самом деле приравнивали к работе скота). Неслучайно поэтому в Древней Греции наряду с различными формами общественных объединений — родовых, культовых, для совместного проведения досуга и пр. — появляются также деловые товарищества и профессиональные объединения, которые со временем начинают играть заметную роль в общественной и политической жизни греческих полисов.
|
|
Благодаря торговле греки получили возможность находить общий язык даже с «варварами», среди которых начала распространяться греческая культура; в результате греческие колонии появились, в частности, в Сицилии (Сиракузы и др.) и в Причерноморье (Ольвия).
Ремесленникам и торговцам необходимо было не только сделать качественный товар, но и привлечь внимание покупателя. В связи с этим в Греции возникла протореклама;
Производители и продавцы товаров рекламировали свои «фирмы» в целом — с помощью вывесок и барельефов — и отдельные образцы товаров. На гончарной продукции нередко помещались надписи, имеющие характер рекламных текстов, славословия в честь божеств, призывы благословения для владельца и т. п.
Подобное оригинальное решение должно было побуждать покупателя вновь покупать товар именно у этого производителя. В Греции впервые появляются «фирменные знаки», особенно широко использовавшиеся гончарами на своей продукции: амфорах, вазах и т. п.
Своеобразным средством коммуникации являлись так называемые граффити, т. е. надписи на стенах. Впрочем, собственно рекламных (предметно или проффессионально ориентированных) среди них было достаточно немного. Наиболее информативным в этих стихийных надписях было упоминание имени ремесленника или торговца на стенах его собственной мастерской]
(эргастерии).
Как уже отмечалось, одним из публичных мест в античном полисе была агора, на которой созывались народные собрания, располагались правительственные здания. Но она же являлась и главной рыночной площадью, где торговцы предлагали свои товары местным покупателям и зарубежным торговцам или гостям.
|
|
Подобно государственным структурам, торговцы нередко прибегали к услугам глашатаев. Глашатаи в Греции делились на несколько категорий.
1. Самым престижным считалось участие в посольствах.
2. Затем шло выполнение поручёний органов власти.
3. Наконец, наименее почетной была деятельность рыночных глашатаев, по сути, носителей устной рекламы, которые зазывали покупателей, выкрикивая либо имя своего работодателя — ремесленника или торговца, — либо специальный текст рекламного характера.
У глашатаев, включавшихся в состав посольств, атрибутом являлся кадуцей — жезл Гермеса, считавшегося покровителем этой профессии. Рыночные глашатаи обладали рогом или колокольчиком для привлечения внимания народа.
Любопытно, что уже в Древней Греции органы власти предпринимали попытки регулирования информационной деятельности. Например, власти могли запретить писать на стенах определенных зданий или в определенной местности, вывесив там соответствующие сообщения. В Афинах существовала также должность агоранома — чиновника, надзиравшего за порядком на рыночной площади.
Наиболее состоятельные торговцы, стремившиеся играть важную роль не только в деловом мире, но и в политике и потому желавшие увеличить свою популярность, практиковали то, что сегодня бы назвали спонсорством и благотворительностью. Они за свой счет снаряжали корабли для войны, устраивали театральные представления, несли расходы по организации и проведению спортивных состязаний и т. д.