Определение цены и объемов производства при монополистической конкуренции

Предположим, что какая-то фирма, ориентированная на монополистической конкуренции, производит и поставляет на рынок определенный вид продукции, отличающейся от других товаров этой группы. Как будет выглядеть кривая спроса (кривая продаж) на этот товар?

С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что если кривая спроса и будет абсолютно эластично, то только в определенных пределах, поскольку судьба фирмы не так уж и мала, чтобы увеличение ней объемов продаж вообще не влияло на цены. Чаще же она носит наклонный характер, потому что: а) фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньшее количество конкурентов, чем на конкурентном рынке б) продукты этих конкурентов близки, но не идеальные заменители.

С другой стороны, кривая спроса будет больше эластичность, чем на монопольном рынке. Здесь есть возможность за счет положительной дифференциации продукта добиваться эффекта замещения, когда спрос от других товаров этой группы переключается на товар данной фирмы.

В общем виде можно сказать, что эластичность кривой спроса будет зависеть от числа конкурентов, с которым сталкивается фирма, и степени дифференциации продукта в отрасли. Чем многочисленнее группа конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса для каждого из них. В этом случае монополистическая конкуренция будет приближаться к совершенной. Если количество конкурентов будет ограничена, а глубина дифференциации продукта значительная, кривая спроса будет иметь менее эластичный вид, что приближать положение фирмы на монопольном рынке к чистой монополии.

С учетом вводных замечаний рассмотрим теперь механизм выбора объемов производства и цены в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Поскольку кривая спроса характеризует возможные соотношения "цена-продукт", для рынка монополистической конкуренции будет ниспадающий характер (хотя и при незначительном углу наклона), то подобно монопольного рынка кривая предельного дохода будет всегда находиться ниже нее. Применяя общее правило, можно сказать, что фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде будет максимизировать свои прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, что соответствует координатам точки пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода.

Рис. 9.1. Максимизация прибыли фирмы на рынке монополистической конкуренции

Поскольку фирма производит продукт, который не имеет абсолютного заменителя, то уменьшение его предложения на рынке приведет к некоторому повышению цен. За счет этого в краткосрочном периоде фирма на монополистическом рынке может получать экономическую прибыль, размер которого соответствует площади заштрихованной фигуры на рис. 9.1.

Однако фирма не застрахована от убытков. Условием получения экономической прибыли является такой характер спроса на продукт фирмы, при котором кривая спроса пересекает кривую средних издержек. Если же она расположена ниже кривой средних издержек, но пересекает кривую средних переменных издержек, фирма будет решать задачи минимизации убытков (рис.9.2).

Рис. 9.2 Минимизация убытков фирмы на рынке монополистической конкуренции

Если кривая спроса пройдет ниже кривой средних переменных издержек, фирма вынуждена будет принимать решение о прекращении производства, поскольку при любом его объеме убытки будут превышать постоянные издержки.

Таким образом, в краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может получать экономическую прибыль, терпеть убытки или решать проблему закрытия. Что же будет происходить в долгосрочном периоде?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Мы можем говорить лишь об общей тенденции. Ею можно считать стремление к получению фирмой нормальной прибыли, безубыточности, т.е. установление цены на уровне средних издержек.

Экономическая прибыль, которую получает типичная фирма в условиях монополистической конкуренции, привлекает вступить в отрасль новые фирмы. Увеличивается количество конкурентов и растет число продуктов, которые способны достаточно эффективно заменить продукт типичной фирмы. Это приводит к тому, что кривая спроса становится более эластичной, приближая условия монополистической конкуренции к условиям конкурентного рынка. Расстояние между кривыми спроса и средних издержек уменьшается, ликвидируя экономическую прибыль.

Наоборот, если типичная фирма терпит убытки, наблюдается отток из отрасли производителей количество конкурентов уменьшается, дифференциация товаров углубляется, кривая спроса становится круче (менее эластичной). Как результат, она может пересечь кривую средних издержек, ликвидировав таким образом убытки фирмы.

Равновесие установится тогда, когда кривые размер спроса и средних издержек будут иметь лишь одну общую точку - точку касания, т.е. когда цена установится на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономической прибыли и не нести убытки (рис.9.3):

Рис. 9.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

Вместе с тем, необходимо осознавать, что для рынка монополистической конкуренции установление цены на уровне средних издержек является лишь тенденцией. Существуют факторы, затрудняющие прогнозирование результатов монополистической конкуренции в долгосрочном периоде. К ним можно отнести следующие обстоятельства:

1. Существуют определенные барьеры для вступления в отрасль при монополистической конкуренции. Так для проведения коммерческих и комиссионных операций на фондовом рынке Украины необходимо получить разрешение от Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (лицензию). Эта процедура занимает немало времени и не дешево обходится для фирмы. Поэтому если какой-нибудь торговец ценными бумагами сумел придать своим услугам свойства, которые привлекают клиентов, он довольно долго может быть защищенным от появления новых конкурентов и получать экономическую прибыль.

2. Дифференциация продукта или услуги может основываться на таких обстоятельствах, важно, а может даже невозможно воспроизвести конкурентам. Скажем, рекламной фирме удалось привлечь к сотрудничеству талантливого художника, что положительно сказалось на ее продукции и позволило выделить свой товар среди продуктов аналогичных фирм. Углубление дифференциации продукта, которое состоялось в этом случае не сможет быть ликвидировано за счет новых конкурентов, а потому фирма будет получать экономическую прибыль в течение длительного периода.

Подобных примеров можно привести немало, что дает основания оценивать достижения равенства цены средним издержкам на рынке монополистической конкуренции только как весьма вероятный результат в долгосрочном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: