Развитие идей П. Я. Гальперина

Известные отечественные психологи рассказали о значении идей П.Я. Гальперина для развития историко-психологических исследований (А.Н. Ждан), для формирования системного мышления учащихся (З.А. Решетова, Ю.А. Самоненко), для психологии высшего образования (Н.Н. Нечаев), для решения дефектологических задач (Е.Л. Гончарова), для дидактики (М. Цацковская, Я.И. Абрамсон) и др.
Хочется обратить внимание практических психологов на два выступления.
О.А. Карабанова в докладе «Применение психологической концепции П.Я. Гальперина для операционализации представлений о социальной ситуации развития» обратилась к фундаментальному психологическому понятию «социальная ситуация развития» и обратила внимание на то, что конкретные механизмы единства ребенка и среды до настоящего времени еще не выделены. О.А. Карабанова предположила, что в среде можно выделить объективные и субъективные аспекты социальной ситуации развития. Объективный аспект включает в себя место ребенка в системе социальных отношений и систему социокультурных ожиданий и норм; субъективный аспект — внутреннюю позицию ребенка (Л.И. Божович), систему внутренних факторов, опосредствующих воздействие среды.
О.А. Карабанова выдвинула гипотезу относительно того, каким образом объективные особенности социальной ситуации развития ребенка обуславливают формирование у него внутренней позиции: в структуре социальной ситуации развития ведущее значение должна иметь ориентировка ребенка, результатом которой является формирование ориентирующего образа. Ориентирующий образ выполняет функцию планирования, регуляции совместной деятельности общения.
О возможности перестройки образования в целом на основе положений концепции П.Я. Гальперина заявила Л.И. Айдарова. В докладе «Принципы третьего (высшего) типа учения и возможность построения личностно-ориентированного образования» она наметила перспективы, которые открывает теория П.Я. Гальперина.
Во-первых, это возможность перехода от развивающего к личностно-ориентированному образованию, что предполагает смену парадигмы образования с информационной на смысловую. По мнению Л.И. Айдаровой, требования третьего типа учения могут быть максимально реализованы в ситуации именно личностно-ориентированного образования, когда ребенок включается в процесс построения ориентировки. В этом случае он понимает, что, как и зачем он делает.
Во-вторых, это организация процесса усвоения знаний с опорой на описанные П.Я. Гальпериным законы интериоризации.
(Уже эти два момента позволяют конструировать новые обучающие программы и формулировать критерии для оценок разных программ. При этом положения теории П.Я. Гальперина соединяются с положениями общей и возрастной психологии, так как имеет место работа с такими психологическими показателями, как психическое развитие, знак, смысл.
Л.И. Айдарова специально подчеркнула, что принципы личностно-ориентированного образования могут быть применимы не только к школьному, но и к вузовскому обучению.)
В-третьих, это создание нового типа учебника, который также может строиться по третьему типу; причем в работу по его написанию могут включаться и педагоги, и дети. При определении структуры учебника за основу берутся идеи П.Я. Гальперина о необходимости выделения в учебной деятельности ориентировочной, исполнительной и контрольной части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: