От теории П. Я. Гальперина — к новым исследованиям

Естественно, что на юбилейной конференции, посвященной 100-летию П.Я. Гальперина, речь шла прежде всего о его психологических взглядах и вкладе в развитие психологии. Однако среди выступавших были психологи, которые использовали то или иное положение П.Я. Гальперина для построения собственных теоретических конструкций.
Выступления Б.Д. Эльконина, Г.А. Цукерман, С.М. Чурбановой, Н.С. Пряжникова и др. наглядно прроиллюстрировали перспективы развития теории П.Я. Гальперина.
Для практических психологов несомненный интерес представляет доклад Г.А. Цукерман на тему «Рефлексивное развитие младшего школьника». Ей удалось обнаружить феномен неаддитивности совместных действий, когда целое не сводится к сумме частей. В результате экспериментальных исследований было выявлено, что иногда (не всегда) успешность совместного действия группы участников того или иного процесса выше, чем сумма их индивидуальных усилий. Именно совместная деятельность детей способствует образованию навыков рефлексии.
А.Н. Поддьяков обратил внимание на гуманистическую направленность подхода П.Я. Гальперина к ориентировке, когда цели обучения и соответственно обучающих являются однозначно положительными, связанными с развитием учащихся. Однако современная практика обучения и воспитания нередко становится ареной борьбы за душу и ум и ребенка. Анализу феномена дезориентации и было посвящено выступление А.Н. Поддьякова «Ориентация и дезориентация: мотивация, цели и содержание обучения в конфликтующих системах». По его мнению, дезориентирующий образ мира имеет нравственную и когнитивную стороны.
К сожалению, в небольшой газетной публикации невозможно представить все доклады, которые читались и обсуждались в течение трех дней. В связи с этим хочется обратить внимание читателей газеты, что некоторые из докладчиков оформили свои выступления в виде статей в юбилейных выпусках журналов «Вопросы психологии» (2002, № 5) и «Журнал практического психолога» (2002, № 4—5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: