Новаторство драматургии А.Вампилова

III глава. Психологические одноактные пьесы.

Как мы видим из истории одноактной пьесы, она наиболее актуализировалась в переломные моменты в жизни общества. Поэтому в 70-е - 80-е годы, как следствие атмосферы периода застоя в поствампиловской драматургии, в драматургии новой волны, наблюдается «возрождение» одноактных пьес. Причиной этого обновления стали художественные открытия в области драматургии А. Вампилова.

Новаторство драматургии А.Вампилова.

А.Вампилов был главной фигурой драматургии второй половины 1960-х -первой половины 1980-х годов. За свою короткую жизнь им было написано четыре больших пьесы и целый ряд одноактных пьес. Его новаторство в драматургии значительно повлияло на жанр одноактной пьесы, в том числе и в идейно-эстетическом плане. Одноактная пьеса стала мыслиться как произведение, способное вместить в себя глубокое психологическое содержание, чего не было раньше. Маяком в безбрежном море одноактной драматургии становится внутренний мир человека. Этот этап «взросления» одноактной пьесы знаменовал переход к жизненно важным вопросам души, бытия человека. Герои пьес А. Вампилова зачастую изображаются на фоне провинциального быта, который поедает их. Об этой особенности пьес А.Вампилова писал Пронин А.М.: «Провинциальный быт в драматургии А. Вампилова – это не просто внешний атрибут косного, отсталого образа жизни и мышления, но и – символ обмельчания души»[Пронин]. Драматург выводит на новый уровень конфликт, делая его двойственным, многоступенчатым, охватывающим все действие пьесы. Важным становится не внешний конфликт, а внутренние противоречия героев, которые, как лакмусовая бумажка, выявляют нравственные качества противостоящих персонажей. Рассмотрим ученическую одноактную пьесу А.Вампилова «Дом окнами в поле». Пьеса была опубликована в 1963 году и была вторым опытом автора в сфере одноактной драматургии после одноактной пьесы «Двадцать минут с ангелом». Пьеса «Дом окнами в поле» на первый взгляд кажется незамысловатой историей, в которой к заведующей молочной фермой Астафьевой приходит попрощаться учитель Третьяков, который уезжает в город. Но сюжет неожиданно поворачивается, когда в ходе долгого прощания выясняется, что герои любят друг друга. Три года они питали друг к другу чувства, но так и не решались признаться в этом. Так, очень часто люди не решаются на что-то в своей жизни из-за каких –то внутренних преград, из страха что-то изменить, что что-то не получится. Ведь проще оставить всё, как есть, так как изменения требуют определённых усилий и порой борьбы с самим собой. Именно внутренний конфликт с самим собой мешал героям открыть своё сердце. И вот сейчас, на пороге отъезда, они готовы вступить в новую жизнь вместе. «А.Вампилов сумел в жанре бытовой комедии создать «страсти» по духовной близости людей, по доброте и взаимопониманию[11]». Автор намерено сосредотачивает действие на двух персонажах. Главным и самым важным становятся психология героев, игра их чувств, которая разворачивается в их сердцах и находит выход в их репликах и поступках. А. Вампилов прописывает ремарки, как руководство по психофизическому действию и самочувствию актёров. Ценной оказывается каждая деталь. В самом начале пьесы подробно описывается комната героини, и автор вскользь делает небольшое замечание о внутренней жизни героини. «Обстановка говорит о том, что в этом доме живет одинокая женщина». Поэтому говорящими оказываются вещи, обстановка и детали. Далее ремарка расширяется и через действия героини передаёт её волнительное состоянии в ожидании прихода мужчины, к которому она не равнодушна. «Перебирая белье, она с некоторой грустью задерживает в руках рубашку. Думает в это время, вероятно, о том, что время, в сущности, летит так быстро. Вдруг выключила утюг, быстро подошла к окну. Наблюдает, ждет, взволнована. Вот - увидела. Бросилась в спальню, вернулась, включила утюг, принялась гладить. В эту минуту раздается стук в дверь». Ей важно скрыть свои чувства, спрятаться за повседневными занятиями, лишь бы он только не заметил, не почувствовал то, что она на самом деле испытывает к нему. Далее между героями разворачивается небольшой разговор, который перемежается различными недосказанностями, желаниями задеть, уколоть друг друга. «- Хороший вы были преподаватель... Вот только чуткости вы мало проявляли и активности... - Откуда у меня активность, если я меланхолик?» Говоря о нехватке у него «чуткости» и «активности» Астафьева имеет в виду не только его преподавательские качества. Это своего рода намёк на его нерешительность в отношении нее. Она всё ждёт, что Третьяков оставит свою разумность, откроет ей свои чувства, скажет, по крайней мере, о том, как он будет скучать. Но этого не происходит. «- Да... Дом ваш последний. В хорошем он месте! Окнами в поле. И в лес. Уеду и буду вам завидовать. - Спасибо и на этом...» И только хор за окном не даёт героям расстаться, ведь неизвестно, что еще о них люди подумают. Далее разговор перерастает в выяснение несуществующих отношений. «- Что же все-таки делать? Может, мне жениться на вас? Из деликатности... - Да я за вас никогда и не пошла бы.- Да ну? Вы же ко мне были неравнодушны. Скажете - нет? За вас вся деревня переживала...- Симпатизировала, пока не знала, какой вы есть. - Какой я есть?- Грубый, каких много...» Каждый из них боится обнажить вои чувства. У Астафьевой уже был муж, она ушла от него, потому что не могла терпеть его грубости. Третьяков же сам по себе малоактивный и нерешительный человек. Создаётся ощущение, что он всё время находится в каком–то «футляре», как чеховский герой, Беликов. Но только сильное чувство, такое, как любовь, способно освободить его от самого себя и своих страхов. «-Скажите, а вот приедет учитель вместо меня - его тоже здесь все полюбят.- А как же? Полюбим. Три года любить будем. Как полагается.- Мальчишка приедет, пижон с новеньким глобусом... Откроете мою квартиру, покажете мою школу и - полюбите... Грустная история.- (отчаянно). Ничего. Переживем!» Желание любить и быть любимым берёт вверх и Третьяков решает остаться со своей возлюбленной. «- Перешагнуть порог, чего проще... – “Перешагнуть порог...” Это сложная задача. Дураков полно по ту и по другую сторону порога...» Но главный герой принимает решение остаться и «перешагивает порог» навстречу любви и новой жизни. Яркая палитра красок всех оттенков человеческих чувств и эмоций становится главным предметом изображения в руках такого художника, как А.Вампилов. А форма одноактной пьесы позволяет «сгустить» эти краски, сделать их более насыщенными, дать перспективу развития чувств и характеров и вывести на первый план человеческую душу.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: