Формирование психологизма и его основные приёмы

Почему многие годы в литературе, и в частности в драматургии, особое внимание уделяется психологизму? На этот вопрос можно найти ответ в работе А.Б. Есина «Психологизм русской классической литературы»: «Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом[13]». И в поствампиловской драматургии этот разговор становится более душевным, камерным, интимным. Также, по словам А.В. Карельского, «…упрочнение психологизма было обусловлено пристальным интересом писателей к «неоднозначности обыкновенного, «негероического» характера[14]».

В учебнике по теории литературы даётся следующее определение психологизма: «Психологизм - это художественное освоение человеческого сознания, индивидуализированное воспроизведение переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости[2]».Об основополагающей черте психологизма писала Л.Я. Гинзбург: «Литературный психологизм начинается с несовпадений, с непредвиденности поведения героя[15]».

Теперь перейдём к формированию психологизма. Психологизм, о котором писала Л.Я. Гинзбург, стал активизироваться во второй половине 18 века («Юлия, или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л.С. Стерна, «Страдания юного Вертера» И.В.Гёте, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина и т.д.) Здесь на первый план выдвинулись душевные состояния людей, тонко и глубоко чувствующих. Литература романтизма (повести Гофмана, поэмы и драмы Байрона). Писатели реалисты 19-ого века (О. де Бальзак, Стендаль, Флобер, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров) воспроизводили весьма сложные умонастроения героев. Своего максимума психологизм Л. Н.Толстого и Ф М. Достоевского, которые освоили так называемую «диалектику души». Подобного рода психологизмом отмечена проза Т. Манна, У. Фолкнера, М. А. Шолохова. Писатели XIX-XX века опираются на иной способ освоения внутреннего мира человека. Неявный, «подтекстовый психологизм» в творчестве А. П. Чехова. И. А. Бунина, М. М. Пришвина и т. Д. Установка на воспроизведение внутреннего мира человека резко отвергалась впервые 10-летия 20-ого века, как авангардистской эстетикой, так и марксистским литературоведением. Лидер итальянского футуризма Ф.Т Маринетти призывал «полностью и окончательно освободить литературу от психологии», которая, по его словам, «вычерпана до дна». Радикальным неприятием психологизма были отмечены советские 20-тые годы. Однако психологизм не покинул литературу. Об этом свидетельствует творчество многих писателей 20-ого века. В нашей стране это М. А. Булгаков, А. П. Платонов, М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак, А. В. Вампилов и д. р. Интенсивное становление широкое упрочнение психологизма литературы XX века имеет глубокие культурно исторические предпосылки. Оно связано с активизацией самосознания человека нового времени. «Активизация рефлексии в новое время связано с небывало обострившимся переживанием разлада человека с самим собой и всем окружающим, а то и тотальным отчуждением от него[2]». И это особо чувствуется в драматургии новой волны.

Обратимся к системе средств и приёмов психологизма, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. Существуют три основные формы психологического изображения: 1)прямая-изображение характеров изнутри (внутренняя речь персонажей, образы памяти и воображение),2)косвенная - психологический анализ «извне», психологическая интерпретация писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики, 3) суммарно-обозначающая форма –возможность сообщить о мыслях и чувствах персонажа при помощи называния, краткого обозначения тех процессов, которые проистекают во внутреннем мире. Соответственно различают прямые и косвенные приёмы психологизма. К прямым приёмам психологизма относятся: речь героя, монолог, внутренний монолог, сны, исповедальные моменты, отрывки из дневников, письма. А к косвенным приёмам – портрет, пейзаж, интерьер, приём умолчания, мимика персонажей, звуки, детали, интонационный рисунок роли. Перейдём теперь к анализу психологизма двух одноактных пьес «новой волны» Л. Петрушевской и В. Славкина. Для начала, более подробно остановимся на пьесе «Любовь» Л. Петрушевской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: