Анализ психологизма в одноактной пьесе В.Славкина «Картина»

Теперь остановимся вкратце на пьесе В.Славкина «Картина». Пьеса была написана в 1982 году. Это всё та же драматургия «новой волны», но другой её срез. Драматурги, как и раньше, обращаются к проблемам человеческих отношений, «проклятым вопросам», но при этом меняются конфликты, герои и нарастает напряженная атмосфера.

В.Славкин начинал своё творчество с абсурдистских пьес, и создал свой, неповторимый театр абсурда, опираясь на реалии жизни. «Я старался в своих пьесах соединять абсурд с бытовой человеческой историей[18]». Так в этой пьесе мы наблюдаем следующую картину. Инженера, проживающего в гостиничном номере, посещает местный художник-неудачник. Когда-то он, в преддверии свадьбы, подарил картину любимой женщине, директору гостиницы, а она повесила эту картину на стенку в этом номере и провела картину через бухгалтерию, так как хотела дать деньги художнику. Но художник обиделся, не взял деньги не пришёл на свадьбу. Абсурдистское начало «Картины» в том, что художник всю жизнь приходит в этот номер и беседует с каждым поселившимся в нем человеком о своей картине. А наполнено всё это советским бытом. Провинциальный городок, средней руки номер, в нем – командированный, у него знакомые зрителю проблемы, а тут является художник и непонятно чего хочет… И это уже советский абсурд, абсурд с жизни.

Перейдём теперь к психологическому анализу пьесы. Начнем с косвенных приёмов. Само повествование, как и в пьесе «Любовь» Л.Петрушевской, ведётся прежде всего от первого лица. Но в ремарках мы обнаруживаем также элементы повествования от третьего лица. Таким образом, мы наблюдаем героев с разных ракурсов. Перед нами одноактная пьеса, действие которой разворачивается в одноместном номере. Мы видим, что автор, как и многие другие драматурги «новой волны» прибегает здесь к приёму сужения пространства, для усиления концентрации на самих персонажах, на их внутреннем мире. В пьесе всего два персонажа, Хозяин и Гость. Автор делает героев типичными, не давая своим персонажам имён. «На пороге - Гость, ровесник Хозяина, года 42-43». Только потом, в середине пьесы, мы узнаём, как зовут гостя. Типизация происходит и на уровне топоса, потому что действие происходит в «одноместном номере в обычной гостинице». Такая типизация героев и места, обобщает ситуацию, делает её реальной и близкой для многих читателей и зрителей. Автор оставляет фокусе лишь психологию персонажей, их чувства и переживания. Для создания образа странного пришедшего гостя, В.Славкин прибегает к такому приёму, как портрет. «На нем поношенное серое пальто с поясом, модное лет пятнадцать-двадцать назад, белый шелковый шарф, вместо галстука - небрежно повязанный черный бант. В руках зеленая велюровая шляпа». В отличии от Петрушевской, которая сосредотачивается в пьесе «Любовь», больше на косвенных приёмах, а в прямых приёмах изображает психологизм скрыто, Славкин делает всё наоборот. Он минимизирует косвенные приёмы и большую роль отводит прямым приёмам. Он даёт своим персонажам выговориться, «исповедаться» друг перед другом. Примечательно то, что вся пьеса построена на игре. И начинается «Картина» с игры в неравных условиях. Появляется незнакомый человек, который знает о вашем номере всё и задаёт странные вопросы. «Гость снимает пальто.- Давайте повешу.- Ничего. Я сам. (Подходит к шкафу, открывает дверки.) А где вторая вешалка? - Не было... Была одна.- А если подумать?...Курите? - Нет. Гость (прикуривает, ищет, куда бросить спичку).- Где пепельница? - Не было. -Опять не было! А вы искали?... - А при чем здесь я? - Вы хозяин.- Я гость.- Это я ваш гость.- А ведете себя как хозяин.- Я имею право. -Это почему?- Потому что я знаю, где ваша пепельница. - Где?- Поищите за портьерой. Быстро!» Хозяин недоумевает от всей нелепой происходящей ситуации. Создаётся ощущение какого-то абсурда, нелепости жизни. Дальше мы видим следующую игру, игру слов и понятий. «- Слушайте, кто вы такой?- А какое вам дело?- Я хозяин!- Только что вы говорили, что вы гость…»Игра нарастает, обретает новые повороты и перед нами уже настоящая провокация. «- Вы ничего не заметили тут странного? Ничто не привлекло вашего внимания в этой комнате?- Нет. Номер как номер.- Номер как номер... Обидно. - А что я должен был заметить? Вы спросили - я ответил.- Впрочем, может быть, вы просто невнимательный. Придется вас проверить. Закройте глаза.- Зачем?- Закройте глаза! - Ну.- Опишите мне все, что есть в комнате.- Стол... два стула...- Неверно.- Почему? Два.- Один стул, одно кресло.- Какая разница!.. Так… Тумбочки. Шкаф... Ну и все.- Не все.- Я больше ничего не помню!- Неправда. Такую важную вещь вы не могли не заметить.- Еще кровать.- Тахта». Тут хозяин не выдерживает этого произвола и пытается разобраться с этим странным гостем. И, действительно, это очень тонкий момент, в котором проявляется психология человека. Ведь никому не нравится, когда с ним играют, да еще и незнакомый человек, проникая в личное пространство и создавая тем самым некомфортную ситуацию. «-Слушайте, у Вас есть документы? - Какие документы? - Что вы сыщик, или как там у вас это называется... Покажите мне документ, что вы имеете право задавать людям вопросы.- Разве на это нужны какие-то особые документы? -А как же! Приходят - закрой глаза, открой глаза... - Открывать я вас не просил.- Ваши документы?- Ну что вы заладили - документы, документы... Как будто в документах счастье.- Документы, или я выброшу вас из номера!- А вот это, дорогой, не получится. Учтите! Даже если я сейчас уйду, я останусь с Вами. По крайней мере, пока вы живете в и номере... Думаю, моей фамилии вам будет достаточно. - Алопатьев... Яков Николаевич. Ну и что? Это вас надо спросить. Нигде мою фамилию не встречали?- Нет... А если подумать?- Алопатьев... Алопатьев... Что-то знакомое... Совсем недавно...- А вы не безнадежны…- Но где-то я видел Алопатьева...- Теперь не успокоитесь. Ну, ну, вспоминайте». В.Славкин в этой игре между хозяином и гостем использует также всем известную игру «горячо-холодно». «-Может быть, здесь, в гостинице... Или в номере... (Встает, начинает ходить по номеру.)-Холодно... холодно...(Хозяин подходит к тахте.)Тепло, тепло... (Хозяин делает шаг в сторону двери.) Еще теплее!(Хозяин подходит к стене.) Жарко! Жарко! Уф-ф-ф, как жарко!.. (Хозяин уставился в стену перед собой. На стене висит картина. Хозяин тычет пальцем в угол картины.) - Вот! Нашел. Алопатьев. Так вы художник?- Художник». В ходе этой игры, мы узнаём о самих персонажах, об их внутреннем мире. Теперь мы знаем, что гость-это художник, быть может, мы даже находим себе некое объяснение его странному поведению. Но при этом, очень цепляет и заставляет задуматься вопрос художника, который он задаёт по окончанию игры: «Три дня вы смотрели на мою картину, и Вам не хотелось познакомиться с автором?» Читая этот вопрос, мы чувствуем как важно художнику внимание к его картине и признание. И художник, и хозяин не раз рассказывают о себе, о своих чувствах, о своих неудавшихся браках. Но самым ключевым моментом пьесы является рассказ о себе художника. Он говорит о своей связи с этим номером в гостинице следующим образом: «Это мой выставочный зал, мой музей…Я имею мировую известность… Просто мой мир - эта комната…Лучше быть королём на девяти с половиной метрах, чем рабом во вселенной…» Эта исповедь показывает нам «футлярную» психологию данного героя. Он сам запер себя в этой комнате и не хочет из неё выходить. Эта картина стала его жизнью, единственным смыслом его существования. Дальше мы видим, как герои ссорятся, и хозяин рвёт картину. Художник, как ни странно, радуется, что он теперь может быть свободен и звучит его вторая исповедь. «Я ждал этого момента пятнадцать лет. Никто не решался. У нас народ, знаете, свято относится к искусству. Пепельницей иногда могут запустить, но чтобы руку на полотно поднять - такого не бывало. И оно висело и висело здесь. Иногда я просыпался утром и думал, что мои дела не так уж плохи. Моя работа выставлена в гостинице, я еще не стар, еще в хорошей форме и многое могу успеть... Но к вечеру я снова понимал - я жалкий неудачник, не больше. И так все время... И я решил, что пока существует сама картина, пока она висит здесь, в этом проклятом номере, не будет мне покоя, я буду думать только о ней и ничего больше не сделаю. А время идет... Я хотел жить нормально, как все - завести семью, дом, я хотел, чтобы у меня был ребенок, чтобы он бегал по траве, а я спасал его от налетающих птиц... Я все придумал, как мне хорошо жить, но я был на крючке. На этом. (Показывает на картину.) А сегодня вы меня сорвали с него. Я наконец свободен! Я - ничто!» Но в результате этого конфликта, хозяин решает, что художник обязан нарисовать новую картину и тем самым художник опять будет обречён, опять окажется рабом этой картины. В этом мы видим обречённость человека, его неспособность начать жизнь сначала в данных жизненных обстоятельствах. И хозяин, и художник -одинокие люди. Художник продолжает свою исповедь словами: «От меня за три версты воняет неудачником. Я несчастливый человек. Я одинокий человек. У меня нет никого. Кроме вас…» По сути своей, у хозяина тоже никого нет в данном городе, куда он приехал на работу. Он также одинок. Поэтому перед нашими глазами, встретились два одиночества.

В заключение, можно сказать, что В.Славкин, изображая психологизм героев советского времени, уловил безысходность, «застойность» этого времени и передал их с помощью различных психологических приёмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: