Концептуальные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского

Лев Семенович Выготский (1896—1934) создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции. Высшие психические функции носят социальный характер. Это произвольное внимание, логическое запоминание, мышление, творческое воображение и т. п. Важнейшей характеристикой этих функций наряду с произвольностью является их опосредованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Теория Выготского исходила из мысли, что основная структура общественной жизни должна определять и структуру человеческой психики. Так как жизнь общества основана на труде, а человеческий труд характеризуется применением орудий труда, то характерное отличие человеческой психики от психики животного тоже заключается в применении своеобразных «орудий» психической деятельности. Таким орудием, посредством которого строится сознание человека, по мысли Выготского, является знак. Ученый объясняет это положение на примере произвольной памяти. Человек, по Выготскому, запоминает иначе, чем животное. Животное запоминает непосредственно и непроизвольно, у человека же запоминание оказывается специально организованным действием, например завязывание узелка на память, зарубки на дереве разных форм и т. д. Подобные средства — знаки — фактом своего появления порождают новую структуру запоминания как психического процесса. «Зарубки на память» выступают как психологические орудия, с помощью которых человек овладевает процессами своей памяти.

Превращение интерпсихологического отношения в интрапсихологическое Выготский назвал процессом интериоризации (от лат. — «извне внутрь»). Учение об интериоризации является одним из ключевых в культурно-исторической теории Выготского. С помощью этого учения он показал, как происходят филогенез и онтогенез человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение символической деятельности, овладение словом, знаком. В ходе процесса интериоризации происходит превращение внешнего средства («зарубка», произнесенное слово) во внутреннюю психику человека, сознание (образ, элемент внутренней речи).

На основе идей Л. С. Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии, представителями которой были А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: