• Находить нужное по смыслу слово (глагол).
• • Кукла Гена.
• • •
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять) Я помогаю вилки... (раскладывать) Я помогаю крошки... (сметать) Я помогаю комнату... (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
СКАЖИ НАОБОРОТ
• Подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением).
• • Кукла Чиполлино.
• • •
Расскажем детям историю о Чиполлино.
— Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и
танцевать, обедать и ложиться спать. Но вдруг он загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать слова «наоборот»— слова с противоположным значением.
— Поможем, дети, Чиполлино?
— Я буду называть разные слова, а вы с Чиполлино придумывайте к ним слова «наоборот», то есть слова с противоположным значением.
| Взрослый | Д | ети |
| входить | — | выходить |
| вбегать | — | выбегать |
| прибегать | — | убегать |
| привозить | — | увозить |
| прилетать | — | улетать |
| приходить | — | уходить |
| подплывать | — | отплывать |
| закрывать | — | открывать |
| вставать | — | ложиться |
| говорить | — | молчать |
| мириться | — | ссориться |
| надевать | — | снимать |
| одевать | — | раздевать |
| кричать | — | молчать |
| нагревать | — | охлаждать |
| смеяться | — | плакать |
| хвалить | ругать | |
| улыбаться | хмуриться |
— Теперь Чиполлино понял, что значит «наоборот».






