• Образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного числа.
• • Игрушки: кошка, собака, два ежа.
• • •
Взрослый и дети (кошка, собака, ежи) рассматривают игрушки и описывают их внешний вид (кошка серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собака белая, мохнатая, большая; ежи колючие, серенькие, маленькие). Далее игра проходит в форме вопросов и ответов.
Взросл ый Дети
Как вы думаете, что делает кошка, Мурлычет, радуется, выгибает спинку.
когда мы ее гладим?
А что она делает, когда видит мыш- Тихо подкрадывается, бежит, ловит,
ку? прыгает.
Что делает кошка, когда видит мышку Бегает, играет, подпрыгивает, хватает,
не настоящую, а игрушечную? тащит, радуется.
Еще что умеет делать кошка? Мяукать (мяу-мяу), лакать молоко,
пить.
Как много интересных слов вы сказали
про кошку! (Повторяет слова.)
А что делает собака? Лает, кусается, бегает, ходит, сидит,
спит, смотрит, ест.
Что делает собака, когда видит кошку? Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.
А когда собаке дают кусочек мяса, то Подпрыгивает, служит, ест, радуется.
|
|
что она делает?
А что умеют делать ежи? Они ходят, сворачиваются в клубочки,
плавают, бегают.
А как ежи носят себе еду? Они накалывают все на иголки.
А как они подают голос? Ежи фыркают (фыр-фыр).
Отвечая, дети показывают все действия на игрушках. После окончания игры дети получают игрушки в свободное пользование.
ВСЕ НАОБОРОТ
• С помощью приставок образовывать глаголы с противоположным значением.
• • Две обезьянки.
• • •
Обратимся к детям с такими словами:
— Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Вот послушайте (рассказ сопровождается действиями с игрушками). У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Если Послушница соберет игрушки, Упрямица их разбросает. Если сестра закроет дверь, Упрямица... (интонацией незавершенности стимулируем детей к ответу) откроет. И т. д.
Можно прочитать детям стихотворение В. Берестова «Непослушная кукла».
Ее просят танцевать, Все играть — она лежать.
Она лезет под кровать. Все лежать — она бежать.
Что за воспитание! Что за воспитание!
Просто наказание! Просто наказание!
Далее спросим детей, с кем бы они хотели играть — с Послушницей или Упрямицей, и что делать Упрямице, если они не хотят с ней играть. Скажем, что сейчас они услышат стихотворение, в котором поэт предлагает упрямым детям исправиться.
Если вы очень упрямы, Не вам помогают мамы,
Делайте наоборот — А вы помогайте! Вот.
(Е. Карганова. Делайте наоборот.)