• Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.
• • Куклы, шапка-невидимка, ширма, музыкальные инструменты (игрушки), кукольная мебель.
• • •
В гости к детям приходит Невидимка. Он говорит, что у него есть шапка-невидимка. Когда ее наденешь, сможешь быть невидимым. Показывает шапку, надевает ее и сразу же прячется за ширму. Затем Невидимка рассказывает и показывает, что он любит и умеет делать (танцевать, петь, читать стихи, бегать, прыгать, играть на музыкальных инструментах, сидеть, стоять, ходить и пр.).
Невидимка надевает свою шапку, прячется за ширму и выполняет одно из названных действий. Дети угадывают, что Невидимка делает, задавая ему вопросы: «Ты спишь?», «Ты делаешь зарядку?» и т. п. Выигрывает тот, кто угадает; он же получает право быть Невидимкой.
Когда игра станет хорошо знакомой детям, можно будет выбирать двух Невидимок, тогда они будут образовывать форму множественного числа глаголов.
Олины помощники
• Образовывать форму множественного числа глаголов.
• • Кукла Оля.
• • •
Обратимся к детям со следующими словами: «Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие ч тела и задаем аналогичные вопросы (руки —
берут, кладут.ержат,.оют, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают; зубы —жуют, кусают, грызут; глаза — смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся; уши — слушают).
Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказывают нужное слово:
Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле... ножки.
Оля ягодки берет По две, по три штучки. Л для этого нужны Нашей Оле... ручки.
Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки, А для этого нужны Нашей Оле... зубки.
Оля смотрит на кота. На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле... глазки.
(£. Карганова. Олины помощники.)
В заключение можно спросить у ребенка (у детей): кто твои помощники? Что они умеют делать?