Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает его на высшую ступень. Теория психического развития личности базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются, и реальными возможностями их удовлетворения.
Приобретение речью социальных функций и выход за ее пределы через употребление орудий труда – вот два важнейших момента, подготавливающих в первые годы жизни два важнейших изменения, которые лягут в основу дальнейшего развития.
Вся эта пора в жизни ребенка является переходом от натуральной к культурной жизни. Как показывает исследование Пиаже, у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, то есть личность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое у него, следовательно, нераздельно.
При необычайной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в продолжении последующий жизни ребенка. Это другая, как бы доисторическая эпоха в культурном развитии ребенка..
В следующую эпоху развития ребенка решающим моментом в смысле развития личности ребенка является осознание им собственного Я. Как известно, ребенок сначала называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит на личное местоимение.
Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности, есть таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим.
Следующей типичной стадией в развитии детского мировоззрения мы возраст игры как особую форму поведения ребенка. На стадии игры ребенок еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение.
Только в школьном возрасте у ребенка появляется впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Появляется познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания, умения, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять общественно значимую деятельность. Это приводит к очень быстрому формированию у младших школьников различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения школьных учебных обязанностей.
На протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия.
Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становиться развитие самосознания. У подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению свои возможностей и их оценке. В результате складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний.
В своей обширной монографии «Психология развития» Г. Крайг приводит весьма подробные характеристики возрастного развития личности:
- Младенчество (до года)
- Раннее детство (1-3 года)
- Дошкольный период (3-6 лет)
- Среднее детство (7-12 лет)
- Подростковый и юношеский период (13-21 год)
- Ранняя взрослость (22-35 лет)
- Зрелость (35-60 лет)
- Старость (от 60 лет)