Цели и методы психологического воздействия на противника

Во второй главе своей работы я буду рассматривать те факты психологического воздействия, которые как-либо оказывали воздействие на войска противника при непосредственном столкновении и в преддверии его. Дипломатическую войну я специально выделил в отдельную главу, что бы не смешивать эти две в корне отличающиеся, хотя при первом приближении сходные темы.

Начать эту главу я считаю нужным с объяснения, почему я связал свою тему с этим вопросом? Почему психологический фактор в стратегии византийских войск имеет какое-то отношение к войскам противника? Я отвечу, он имеет ключевое значение. Во многом психология войны направлена именно на то, чтобы ослабить мораль противника, лишить его воли к победе, унизить и так далее. Ведь в реальных войнах побеждает не просто сильнейший, а тот, кто смог реализовать свое преимущество, ликвидировав преимущество противника.[34]

Вот именно поэтому, противника требовалось ослабить во всем, в том числе и в психологическом плане. И надо сказать прямо, византийская армия справлялась с этой задачей достаточно часто. Но так же требует упомянуть и о том, как противник пытался оказать психологическое давление на ромеев, и как они реагировали на это.[35] Я осмелюсь предположить, что в силу использованных мною источников, многие факты могли быть опущены. Конечно, в «Стратегиконе» более чем исчерпывающи, показан образец армии. Но надо понимать, что это лишь идеал, образец для подражания.[36] Я не берусь утверждать наверняка, использовали ли византийцы такие приемы как, ночное нападение, сожжение провианта противника, намеренная демонстрация казенных, для понижения морали противника.[37] В источниках об этом практически ничего не сказано, следовательно, я буду основываться в этом вопросе на мнение исследователей, которые исследовали этот вопрос глубже. В силу этого, часть указанных мною мыслей носит скорее лишь характер предположений, основанных на здравом смысле и логике. Но там, где возможно, я безусловно буду ссылаться на факты, которых тоже хватает, но для завершенности картины их все же недостаточно.

Но прежде чем полноценно приступить к исследованию психологического воздействия Византии на своих противников, я считаю нужным рассмотреть следующий фрагмент из «Стратегикона»:

«Для того чтобы вдохновить армию на решающее сражение против неизвестного доселе могущественного народа, необходимо предварительно добиться маленького, частичного успеха, уничтожив или захватив в плен хотя бы нескольких неприятельских воинов. Развернув вокруг этого факта соответствующую "воспитательную" работу, можно обеспечить значительный подъем морального духа собственного войска» [38]

Вы можете задать вопрос, почему я вновь провел эту цитату? Ведь к тому же тут ничего не говорится о психологическом воздействии на противника. Осмелюсь не согласиться с таки утверждением. Надо обратить внимание на фрагмент, в котором говорится о маленьком, частичном успехе и захват пленных. На основании своей историографии я делаю вывод, что данный фрагмент скрывает кое-что, на что сразу можно не обратить внимание. А именно- что же это за «успех»? Это небольшие психологические акции, которые предпринимало командование Византийской армии, захват языков, ночные налеты с целью запугивания и захвата пленных. Скорее всего именно это имеет в виде автор «Стратегикона». Тем самым, мы можем предположить, что ромеи не акцентировали внимание именно на психологических акциях против противника. Они позиционировали эти мероприятия как акции направленные на увеличения своего преимущества, а не вреда противнику.[39]

Далее Маврикий говорит о том, что попытка напугать слабого духом противника с помощью боевого клича или грохота щитов имеет место быть, если, конечно эти действия не нанесут вред боевой линии и общему плану сражения.[40] Безусловно, эти действия могли напугать слабого духом противника, но встречались ли Византии в то время противники, которых можно было напугать лишь демонстрацией силы? Нет, не встречались. Безусловно, отряды восставших или мятежников могли, были бы испугаться и отступить при виде такой превосходящей военной мощи. Но серьезные военные формирования, такие как войска Кагана или организованные отряды арабов не могли быть удивлены такими действиями.[41] Тем более, прочтя историографию, я осознал, что зачастую именно противники применяли попытки психологического воздействия на Византийские отряды. И попытка получить преимущество над противником могла обернуться другим боком. Оскорбления и ругательства посылаемые солдатами во врага могли возыметь дурной эффект, побудить противника к мести, разозлить его.

Тем более как я уже говорил, стратиг должен был заботиться о своем моральном облике и моральном облике своих солдат. А такое поведение, применение «запрещенных» приемов, могло нанести удар его образу «идеального» полководца. Стратиги оставляли эти низкие методы ведения войны на откуп противнику. Лишь жалкие варвары кричат и бросаются вперед в беспорядке, а так же пытаются напугать противника своим внешним видом.[42] А дисциплинированным отрядам ромеев это было не нужно. Только отряды напрямую не участвующие в битве могли испускать боевые кличи во время боя, тем самым поддерживая уже сражающихся соратников.

Но сейчас я рассказал лишь о честном бое, при равных условиях. Но такое бывало далеко не всегда. Что же должно было делать стратигу, если его силы малочисленны и расстроены, а превосходящие силы противника идут по пятам. Разумеется, целью полководца было не допускать таких ситуаций, что неоднократно подчёркивается в использованных мною источниках.

Фрагмент из источника, который я проведу ниже имеет двоякий смысл, косвенно он относится и к первой главе, но мне кажется, что правильнее его указать именно здесь.

«Таким образом, ромеи подверглись, казалось, неминуемой опасности: они совершенно были лишены воды, а что для войска может быть тяжелее этого. Поэтому они приняли относительно пленных самое жестокое решение и убили всех, мужчин и женщин; детям же они сохранили жизнь, сжалившись над юным их возрастом. Но и те вскоре погибли от недостатка воды. Таким образом, претерпев великие бедствия, ромеи достигли Феодосиополя» [43]

Этот фрагмент раскрывает нам всю суть психологии Византийских стратигов. Да, безусловно, когда обстоятельства позволяли они вели себя достаточно мягко по отношению к противнику, но если как-либо затрагивались интересы и потребности самой армии, стратиг был безжалостен. Он должен был сохранить армию любыми средствами. Что он и сделал.

К тому же можно упомянуть и следующий аспект произошедшего. Убитых само - собой не похоронили, их тела бросили. Но основываясь на историографии, я могу предположить, что это было сделано не только для того, чтобы убрать лишние рты. Наступающие отряды противника не могли бы пройти мимо убитых соотечественником, они остановились, с целью захоронения убитых. К тому же, это возымело бы яркий психологический эффект. Такое количество убитых отрицательно повлияло бы на мораль солдат противника. Горе и отчаянье поселилось в сердцах врага, и это было только на руку ромеям.

Далее хочу обратить внимание на то, что психологические-карательные акции ромеи использовали, но как я уже сказал не против войск противника. А против пленных или мирных жителей. В защиту такой точки зрения можно упомянуть следующий фрагмент из «Истории» Феофеликта

«И вот, совершенно неожиданно для варваров, на рассвете он стремительно совершил набег на их страну и, застав их не подготовленными к защите, покрыл славою свое оружие и унес оттуда прекрасные трофеи, а большую часть варваров истребил.» [44]

Можно удивиться, почему я решил, что именно мирное население пострадало в результате этой акции? Ответ прост, войска противника находились на территории самой Византии, они вели наступательную войну. [45]А небольшие силы, оставленные для охраны, как указано в источнике были не готовы. В результате стратиг перенес тяжесть войны с территории своей страны на территорию противника, тем самым заставляя войска противника если не повернуть назад, но хотя бы выделить часть сил для того, чтобы защитить свое население. Если же противник не обратил внимание на эту психологическую акцию, это грозило ему бунтом не только в тылу. Солдаты, знающие о том, что их жены, матери и дочери могут быть убиты и забраны в рабство не будут воевать. Они будут требовать защиты для своих семей. Именно для этого, а не просто из кровожадности и жестокости совершались данные психологические акции.[46]

Но были ли какие-то не столь жесткие способы оказать влияние на варваров? Безусловно были, причем следует отдать должное ромеям, пользовались они ими ничуть не реже. Прежде чем приступить к дальнейшему исследованию я отвечу на вопрос, который был поставлен еще в ведение, о целях варваров, вторгающихся в пределы Византии. Могли ли греки перенаправить эту разрушительную лавину себе на пользу? Разумеется, манипулировать и подкупать восточных соседей было сложнее, так как они имели собственную, давно сложившуюся государственность и их полководцы чаще всего не рисковали предавать своего правителя ради сомнительной наживы. [47]А вот на западных границах все было проще.

Византийцы подкупали племенных вождей, обращали их оружие против бывших союзников. Вносили разброд и шатание в племенные союзы.[48] Тем самым они решали стратегические задачи не проливая кровь собственных солдат. А финансовые затраты с лихвой компенсировались спокойствием оборонительных рубежей. Византийцы отменно изучили психологию варварских правителей, они умело играли на их чувствах и желаниях.[49] Более детально я рассмотрю этот аспект психологической тактики в следующий главе, а сейчас время подвести итоги.

Что же мы видим? Византийская тактика акцентировала внимание больше на своих собственных войсках, морально и психологически закаляла их, дабы они не дрогнули перед лицом противника. Но так же нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что умение правильно воздействовать на противника резко сокращает потери. Запуганный, уставший и не верящий в себя противник легко сдаться, бросит оружие и сбежит. Но всякие психологические акции тут же отметались, если они могли нанести урон реальности. Стратиги сугубо рационально смотрели на психологические акции против врага, они выбирали эффективность, а не эффектность.

Особое место в стратегии психологического давления на противника занимает отношения к пленным и мирному населению врага. Как уже было указано выше, не смотря на моральные принципы и нормы, стратиги были готовы на все, дабы получить преимущество. Тем самым оправдываются и налеты на мирное население, с целью дезорганизации вражеского тыла. И убийство пленных, чтобы задержать наступление противника, и спасти своих солдат от неминуемой смерти.

В итоге мы видим, что византийские полководцы не давали моральным принципам затмить свой взор.[50] Враг- прежде всего враг и должен быть побежден любыми средствами. Речь не шла о каких-то абстрактных понятиях, как честь и слава, они не мешали им выполнять свой долг перед императором. Они были прежде всего военными, а своей целью они видели сокрушение врагов империи любой ценой. Конечно, они не позволяли себе излишнюю жестокость, христианская мораль не давала им такого права.[51] Но во время войны, когда суровая реальность являлась перед их взором, византийские полководцы не гнушались ничем, ради победы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: