Психологический фактор при дипломатических акциях

Заключительную главу своей работы я считаю нужным начать с объяснения, почему именно этот аспект я выбрал для завершения своего исследования, да и вообще, какое отношение имеет дипломатия к психологическому фактору в стратегии византийских войск?

И я отвечу, самое прямо. Можно процитировать классика, всякая дипломатия есть продолжение войны другими средствами. И в работе я исходил именно из этого утверждения, тем более, не кажется ли логичным то, что именно от успеха дипломатии (а значит и психологического фактора вовремя нее) зависели многие факторы будущей компании.[52] Да, безусловно, основной упор в работе сделан на более прямые способы психологического влияния, но они не дают завершенную картину того, как тогда византийцы использовали психологию, как инструмент воздействия на умы.

Тем более, при исследовании источников, у меня сложилось впечатление, что при переговорах, заключении мира и других дипломатических акциях психология играла ничуть не меньшее значение, чем во время военных действий. Поясню почему. Согласитесь, что при переговорах идет непосредственный контакт с полководцами или правителями противника. И то, как дипломаты себя поведут прямо влияло на их реакцию относительно тех или иных событий. Тем самым, дипломаты являлись и психологами, которые должна были найти подход к противнику.[53]

Наиярчайшим примером является данный момент переговоров с аварским каганом:

«Ты оскорбил своих богов, нарушилклятвы, преступил договоры; зло терпят от тебя те, которые тебеблагодетельствовали; не действуют на тебя дары, способные вызывать уважениеОставь нас в покое. Не используй во зло благоприятный для тебя момент иперестань вредить тем, которые ничем не обидели тебя, имея несчастье быть стобою соседями. Как самое главное для тебя, почувствуй почтение к этойромейской земле, к нашему извечному месту жительства: она была тебеспасительным прибежищем, она приняла тебя, когда ты был изгнанником, тебя,чужеземца и пришельца, поселила в своих пределах, когда часть твоихсоплеменников, оторвавшись от своего народа, как осколок, была заброшена сюда.Не нарушай же прекрасный союз гостеприимства; пусть люди вездерассказывают о твоем человеколюбии; иначе ты можешь внушить всем отвращениек благочестию как к причине несчастий. Если ты жаждешь денег, то у римлян они уже готовы для тебя: ромейский народ жаден до славы, и сокровищем для негослужит великодушие и щедрость.» [54]

И подводя итог своей речи, предостерегая кагана от роковой ошибки, дипломаты переходят от предложений к компромиссу к угрозам.

«Ведь ветры, как бы стремительно они ни налетали, не причинят вреда крепкому и высокому дереву, с густой листвой, с могучим стволом,с живыми корнями, дереву, дающему широкую тень, которое питают и временагода и воды, орошают каналы, омывают и наделяют жизненной силой небесныедожди. Те же, кто в своей неумеренной дерзости переступали свои границы,всегда несли то или другое заслуженное наказание, уже не имея сил переноситьпозор более нестерпимый, чем самые несчастья.» [55]

После прочтения этих двух фрагментов сразу становится ясно, что именно из-за провала переговоров, а если быть еще точнее, то из-за речи ромеев каган начал свое вторжение. Анализируя речь византийских дипломатов, можно обратить внимание насколько иначе они себя ведут по сравнению с современными дипломатами. И это немудрено. Я уже упоминал о том, что у византийцев сложилась совершенно особенная психология относительно себя и своего государства. Подобно своим предшественникам, римлянам верен империи они считали себя самой могущественной и великой империей, а всех остальных варварами. И это накладывало весомый отпечаток на манеру их переговоров.

Безусловно, в начале своей речи они сдерживаются, руководствуются не гордость, но здравым смыслом. Но постепенно, осознавая, что каган не слушает их доводы, они пытаются воспользоваться его жадностью, предлагая выгоду от дружбы. Но и такое предложение не находит отклика у кагана. Как результат дипломаты потеряли терпение и прибегли к последнему доводу, а именно угрозам. Безусловно, раньше римские дипломаты в своей практике могли себе позволить себе вести себя именно так.[56] Но те времена прошли, Византии, безусловно была сильна, но не могла позволить себе так разговаривать с соседями. И кто знает, как обернулась бы ситуация, если бы дипломаты греков были более сдержанны. Но я хочу подчеркнуть, что в те времена гордость за свое государство, верность ему, была неотъемлемой частью жизни. Поведя себя иначе, дипломаты показывали не себя, но империю слабой. А этого они не могли себе позволить.

Престиж государства стоял на совершенно ином уровне, чем сейчас. Ради него в жертву, могли быть принесены более рациональные с нашей точки зрения вещи.

Третья глава вышла достаточно небольшой по вполне понятной причине. Моей задачей не было исследовать все ухищрения византийских дипломатов, к которым они прибегали при переговорах. И я исходя из своей темы, я подчеркнул только те факты, которые непосредственно затрагивают психологию, а так же косвенно влияют на дальнейший ход событий.

Подводя итог, смело можно заявить, что на тот период времени ставка на мирный путь решения политических вопросов не была еще так распространена. Византия была еще достаточно сильна, чтобы позволять себе подобные действия. Но постепенно ситуация менялась, и дипломатам приходилось приспосабливаться, и если они не хотели вести себя иначе, то это приводило к печальным последствиям. Цели, которые преследовали византийские дипломаты вполне понятны, но вот реализация их не всегда была успешной. Но во всем этом есть большое преимущество.

Непоколебимая уверенность в собственных силах и своей правоте, вот главный козырь византийской дипломатии. И эта уверенность вызывала соответствующую реакцию при переговорах, уважение в смеси со страхом, вот что вызывали византийские послы тех правителей, к которым они прибывали. Да, конечно варвары могут разбить армию в нескольких сражениях, ограбить города, но они никогда не смогут сломить тот дух, который наполнял сердца жителей Византии. Именно гордость за свою страну и знание того, что они великие наследники великого Рима- именно это давало то неоспоримое психологическое преимущество над врагами империи.

Вывод

Вот и пришло время подводить итоги. Что же нам удалось выяснить по ходу исследования? Какие выводы мы сможем сделать основываясь на исследовании источников?

То, что сейчас называют психологией, занимало важнейшее место в образе византийской армии. Именно психологические особенности, а не тактика и стратегия, отличали византийскую армию от всех остальных армий Раннего Средневековья. Эта армия, имевшая конкретную задачу и она осознавала ее. Армия Византийской империи была одной из лучших армией мира не только из-за своей численности и умения полководцев, скорее наоборот. Те славные победы, которые они одерживали на протяжении всей своей истории во много обязаны тому образу мысли, который сложился у солдат и полководцев, которые ее составляли.

Непоколебимая, истинно римская гордость за свою страну, вкупе с моральными принципами христианства соединились в этих людях. Это привело к тому, что в итоге ромейской армия была одной из самых психологически устойчивых армий, редко отступающей перед лицом врага. И умение драться и побеждать накладывалась на истинные христианские ценности, которые не давали солдатам ту черту, которая отделяет солдата ото убийцы.

Психологический фактор в стратегии византийских войск так же предусматривает и влияние на мораль и психологию противника. Что же мы видим? Византийские полководцы мастерски умели воздействовать на психологию противника, используя для этого все свое умение и опыт. А солдаты, чья вера в собственных военачальников была безмерна, готовы были последовать за ними. Картину дополняют дипломаты, готовые рискнуть жизнью ради чести своей страны.

И хотя византийская армия не была самой многочисленной, храброй и победоносной, как армии других народов, их психология превозносит ее над армиями других народов и делает ее столь особенной. По моему мнению, именно этот моральный облик византийской армии и позволил ей выдержать все те испытания, которые обрушивались на нее на протяжении всей ее истории. Но когда армия ромеем перестала состоять из жителей самой Византии, то все те успехи, которые были достигнуты ранее, были практики утеряны, так как наемники, к чьим услугам стали прибегать ромеи, не имели такой психологической и моральной подготовки. Можно сказать, что именно эти изменения роковым образом сказалась на судьбе империи Ромеев.

Методы

психологического воздействия в византийской стратегии

Источники

1. Стратегикон Маврикия / Ред. В.В. Кучма. СПб., 2004.

2. Феофилакт Симокатта. История / Вступ. ст. Н. В. Пигулевской. Перевод С. П. Кондратьева. М., 1957.

Литература

1. Кучма В.В. Идеологические принципы ранневизантийской военной доктрины // АДСВ. Античная и средневековая идеология. Свердловск, 1984.

2. Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной доктрины: истоки и эволюция // Средневековое православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1997.

3. Осарес Ф. Византийская армия в конце VI века по «Стратегикону» императора Маврикия. Пер. с франц. А.В. Банникова. СПб. – «Акра». 2007.

4. Шувалов П.В. Урбикий и «Стратегикон» Псевдо-Маврикия (часть 1) // Византийский Временник, т. 61(86), 2002, с. 71–87.

5. Шувалов П.В. Урбикий и «Стратегикон» Псевдо-Маврикия (часть 2) // Византийский Временник, т. 64(89), 2005, с. 34–60.

6. Шувалов П.В. Враги империи (по трактату Псевдо-Маврикия) // ЗВОРАО, 1(26), 2002, с. 422–452.

7 Шувалов П.В. Секрет армии Юстиниана: восточноримская армия в 491–641 гг. СПб., Петербургское Востоковедение, 2006.

8. Bivar A.D.H. Cavalry equipment and tactics on the Euphrates frontier // Dumbarton Oaks Papers, Vol. 26 (1972).


[1] Шувалов П.В. Враги империи (по трактату Псевдо-Маврикия) // ЗВОРАО, 1(26), 2002, с 436

[2]. Осарес Ф. Византийская армия в конце VI века по «Стратегикону» императора Маврикия, с. 211

[3] Осарес Ф. Византийская армия в конце VI века по «Стратегикону» императора Маврикия, с. 65

[4] Стратегикон Маврикия Ред. В.В. Кучма. СПб., 2004, книга 2, с. 132

[5] Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной доктрины: истоки и эволюция // Средневековое православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1997. с. 345

[6] Шувалов П.В. Враги империи (по трактату Псевдо-Маврикия) // ЗВОРАО, 1(26), 2002, с. 429

[7] Осарес Ф. Византийская армия в конце VI века по «Стратегикону» императора Маврикия. Пер. с франц. А.В. Банникова. СПб. – «Акра». 2007. с.76

[8] Там же, с 133

[9] Там же, с 134

[10] Там же, с 136

[11] 1. Кучма В.В. Идеологические принципы ранневизантийской военной доктрины, с. 13

[12] Феофиликт История, с. 91

[13] Осарес Ф. Византийская армия в конце VI века по «Стратегикону», с. 29

[14] Там же, с. 48

[15] Там же, с. 59

[16] В.В. Кучма Идеологические принципы ранневизантийской военной доктрины // АДСВ. Античная и средневековая идеология. Свердловск, 1984. с 174

[17] Феофилакт Симокатта. История, с. 29

[18] Там же, с. 34

[19] Там же. с. 56

[20] Там же. с. 75

[21] Там же. с. 77

[22] Шувалов П.В. Секрет армии Юстиниана: восточноримская армия. с. 179

[23] Феофиликт История. с. 98

[24] Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной доктрины. с. 53

[25] Стратегикон Маврикия / Ред. В.В. Кучма. СПб., 2004

[26] Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной доктрины. с. 60

[27] Стратегикон Маврикия. с. 41

[28] Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной доктрины. с. 101

[29] Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной доктрины: истоки и эволюция с. 142

[30] Там же. с. 158

[31] Осарес Ф. Византийская армия в конце VI века по «Стратегикону» императора Маврикия. С 257

[32] Шувалов П.В. Секрет армии Юстиниана: восточноримская армия в 491–641 гг. СПб., Петербургское Востоковедение, 2006. с. 65

[33] Стратегикон. Маврикия. с. 71

[34] Шувалов П.В. Враги империи (по трактату Псевдо-Маврикия) // ЗВОРАО, 1(26), 2002, с. 429

[35] Там же. с.442

[36] Осарес Ф. Византийская армия в конце VI века по «Стратегикону» с. 278

[37] Там же. с. 243

[38] Стратегикон Маврикия. с. 79

[39] Осарес Ф. Византийская армия в конце VI века по «Стратегикону» с. 268

[40] Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной доктрины, с. 126

[41] Там же 132

[42] Там же 149

[43] Феофиликт История, с. 103

[44] Феофиликт История, с. 70

[45] Осарес с. 75

[46] Шувалов П.В. Секрет армии Юстиниана: восточноримская армия, с. 95

[47] Осарес с. 69

[48] Осарес с. 115

[49] Шувалов П.В. Секрет армии Юстиниана: восточноримская армия с. 257

[50] Осарес с. 203

[51] 1. Кучма В.В. Идеологические принципы ранневизантийской военной доктрины, с. 62

[52] Кучма В.В. Религиозный аспект византийской военной доктрины: истоки и эволюция, с. 113

[53] Там же, с. 93

[54] Феофилакт Симокатта. История, с. 12

[55] Там же, с. 13

[56] Осарес, с. 191


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: