Проблема характера в современной психологии

Проблема характера занимает видное место в психологии, начиная с древности. До настоящего времени сохраняет свою убедительность та структура личности, которую предложил СЛ. Рубинштейн в пятой части своей книги Основы общей психологии. Он различал в личности направленность, способности, темперамент, характер и самосознание. Несколько искусственно к этим действительно важнейшим компонентам личности присоединен ее жизненный путь, который имеет большое значение для понимания генезиса личности, но не идет в один ряд с направленностью, способностями, темпераментом, характером и самосознанием. Фактически понимание компонентов личности, выдвинутое С. Л. Рубинштейном, разделяется А. Г. Ковалевым, когда он говорит о сложных структурах, противопоставляя эти структуры простым и в этом отношении сближаясь с Айзенком, предложившим иерархическую структуру личности, начинающуюся с простых реакций и кончающуюся сложными чертами и типами.

Понимание характера не только как аспекта, но и как компонента личности вполне оправдано. Как компонент личности характер в работах всех советских психологов трактуется как выражение черт направленности или системы отношений и волевых черт. В нашей монографии характер в строгом смысле слова определяется как психологический склад личности, выраженный в ее направленности и воле. В других определениях характера, например Крутецкий столько же внимания уделяет чертам характера, выражающим направленность человека отношение к обществу, коллективу, другим людям, сколько и волевым чертам.

Кэттел среди основных факторов первичных черт личности указывает силу и слабость сверх-я, что, по его заявлению, соответствует общепринятому значению характера. Сила сверх-я в данном случае означает силу воли человека, действующего твердо и принципиально, а слабость сверх-я — слабость воли человека, неустойчивого в своих действиях, непринципиального.

Несомненно, волевые черты наиболее проявляются в характере как компоненте личности, где они варьируют в зависимости от черт направленности и потому должны изучаться в целостном характере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: