Цель занятия: на основе изучения теоретического материала углубить и систематизировать знания по компьютерной лексикографии. Практически освоить методы поиска по электронным словарям разных типов и видов. Изучить возможности поиска лингвистической информации в Национальном корпусе русского языка.
Вопросы для обсуждения
- Компьютерная лексикография
- Виды словарей.
- Компьютерные базы лексикографических данных.
4. Компьютерные средства обработки лемм и словоформ.
Семинар 8
Тема: Оптимизация функционирования языка
Как средства передачи информации (2 часа)
Цель занятия: на основе повторения теоретического материала углубить, обобщить и систематизировать знания по методам представления, хранения и поиска информации. На практике освоить различные методы поиска и передачи информации
Вопросы для обсуждения
1. Понятие системы искусственного интеллекта.
2. Системы машинного перевода и перспективы их развития.
3. Типы информационно-поисковых систем.
|
|
4. Информационно-поисковые языки.
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №1.
Тема: Методики контент-анализа текста (2 часа)
Цель занятия: систематизация знаний о различных методиках обработки текста, практическое освоение методики контент-анализа и метода когнитивного картирования текста.
Примерные задания
1. Постройте когнитивную карту газетного текста в жестком варианте когнитивного картирования.
2. Постройте когнитивную карту текста в мягком варианте когнитивного картирования.
Лабораторная работа №2
Тема: Прикладные аспекты квантитативной лингвистики (2 часа)
Цель занятия: систематизация знаний по квантитативным средствам обработки языковых данных. Практическое освоение количественных методов обработки письменного текста.
Примерные задания
1. Изучите пример авторизации текста с использованием методов лингвостатистики. Назовите цели авторизации и опишите кратко результаты проведенного исследования..
2. Проанализируйте текст по следующим параметрам:
· средняя длина предложения (в с/у);
· количество прилагательных, глаголов и их соотношение;
· отношение количества глаголов совершенного вида к количеству глаголов несовершенного вида;
· отношение количества модальных конструкций к общему количеству предложений.
Лабораторная работа №3