Технико-юридические правила отражают особенности этого вида систематизации.
Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативные, интерпретационные, правореализационные, правоприменительные и др.
Заниматься учетом может широкий круг субъектов, а точнее — все, кто в этом нуждается. Они же определяют объем, критерии и другие параметры учета.
Следует различать две разновидности учета правовых актов:
1) официальный. Официальный учет ведут юридические службы государственных органов. Всероссийский учет законодательства (как федерального, так и субъектов РФ) ведется Государственно-правовым управлением Президента РФ, где создан эталонный банк данных всех нормативных актах РФ — Федеральный регистр. Суды высших инстанций. Прокуратура РФ ведут учет актов, ими принимаемых. Та же работа проводится органами субъектов РФ;
2) неофициальный. Различным организациям и частным лицам всеобъемлющий учет не под силу, поэтому они ≪подгоняют≫ его объем под свои нужды. Однако учет своих корпоративных актов проводится ими в полном объеме.
|
|
Фонд правовых документов любого уровня и свойства имеет ценность лишь тогда, когда документы точно отражают все операции, с ними произведенные: отмену, изменения, дополнения.
В этом случае мы говорим о поддержании правовых актов в контрольном состоянии.
Критериями систематизации могут быть:
— вид юридического документа (нормативные, интерпретационные и т. п.);
— орган, издавший документ (законодательный орган, Президент РФ, Правительство РФ, ведомство, судебный орган и др.);
— время издания документа (акты регистрируются по дате их принятия);
— юридическая сила документа (законы, подзаконные акты и т. п.);
— его отраслевая принадлежность (уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансово-правовые и т. д.);
— предмет регулирования (ценные бумаги, пенсии и проч.).
Здесь рубрики расставляются в алфавитном порядке.
Способы учета могут быть различными. Перечислим их:
1) картотеки — самый простой способ учета. Информация, занесенная на карточки, призвана облегчить получение знаний об актах, обеспечить их прямой отбор и возможность возвращения актов обратно, а также новое их извлечение. Карточки расположены в определенном порядке. На них указывается орган, издавший акт, его наименование, дата принятия и т. п.;
2) сброшюрованные папки. Этот способ применим при очень небольшом объеме правовых актов (скорее, для домашнего пользования, причем не юристами). В данном случае акты располагаются в определенном порядке в особых папках;
3) журналы. В них всего лишь фиксируются реквизиты правовых актов по разработанной схеме;
4) информационно-поисковые системы по праву.