Моделирование через участие

Бандура оказал сильное влияние на развитие консультирования, так как он подчеркнул важность научения через наблюдение и подробно описал связанные с ним процессы. Возможно, основным вкладом Бандуры в консультирование является разработанная им концепция моделирования через участие. В этом подходе особое значение придается выполнению in vivo (в естественных условиях) вызывающих страх задач, причем успешное выполнение этих задач рассматривается как средство, в первую очередь необходимое для психологического изменения. Моделирование через участие включает в себя ряд стадий. Во-первых, консультанты неоднократно моделируют вызывающие страх действия. Например, консультанты могут заниматься со змеями или собаками, чтобы показать клиентам свои успешные действия, а также отсутствие пугающих последствий. Во-вторых, выполнение задач вместе с консультантами может помочь клиентам начать совершать действия, которые представляются им чересчур угрожающими, чтобы совершать их в одиночку. Консультанты, которые действуют как руководители и как специалисты, снижающие уровень тревоги, выбирают из иерархии все более и более сложные промежуточные задачи.
В-третьих, консультанты могут вводить вспомогательные средства для индуцирования реакции или защитные условия, снижающие ожидания вызывающих страх последствий, и таким образом помогать клиентам выполнять желательные задачи. Например, при лечении фобии, связанной со змеями, можно использовать следующие вспомогательные средства для индуцирования реакции: модель, надежно удерживающую змею за голову и за хвост, использование защитных перчаток, демонстрацию змеи меньшего размера. В-четвертых, консультанты постепенно убирают поддержку исполнения, чтобы гарантировать, что клиенты смогут эффективно функционировать без посторонней помощи. В-пятых, у клиентов может быть период самоуправляемого исполнения. Во время этого периода клиенты самостоятельно взаимодействуют с вызывающими страх объектами. На начальном этапе периода самоуправляемого исполнения консультанты могут оставаться в одной комнате с клиентами. Позже консультанты могут уходить в другое помещение; иногда они наблюдают за клиентами с помощью зеркал. Идея заключается в том, что осознанная самоэффективность в наибольшей степени усиливается независимыми достижениями, благодаря которым клиентам становится ясно, что достигнутый успех обусловлен их способностью самостоятельно справляться с вызывающими страх ситуациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: