Понимание смыслов

«Политика без идеи оказывается мелкой, пошлой и бессильной; она всех утомляет и всем надоедает. Политика не должна брести от случая к случаю, штопать наличные дыры, осуществлять безыдейное и беспринципное торгашество. Истинная политика видит ясно свой идеал… и в то же время, она должна быть трезво-реальной.»

(И.Ильин, русский философ)

Имея принципиально разные мировоззренческие основы, ментальность Русской цивилизации и ментальность Запада принципиально по-разному отвечают на вопрос о сущности Общества, Государства, Власти, элиты и т.п.

Общество

В русской традиции, в отличие от традиции «западной», Общество понимается не как собрание «свободных личностей» и их групп, вступающих между собой в определённые отношения для защиты своих частных интересов, а как «большую семью» с общими целями и исторической судьбой.

Соответственно, общественное (общесемейное) благо является первичным по отношению к благу личному и групповому. Более того, личные и групповые интересы допускаются в качестве нормы и поддерживаются Обществом лишь в том случае, если идут в контексте интересов общественных.

С точки зрения традиционного миропонимания России, Государство не противопоставляется Обществу, а является его органичной частью, объединяющей и направляющей Народ к реализации общенациональных задач. Соответственно, глава государства – не «главный наёмный менеджер», а «отец» Народа – «Большой Семьи». Именно здесь позитивное восприятие государственного патернализма, вне зависимости от отношения, например, к коммунистической теории. Здесь же, а не в мифической «тяге к сильной руке», заложено стремление народа к сильной централизованной власти. Но при этом – власти справедливой и защищающей.

Государство, как известно, по своему назначению сочетает в себе черты «корпорации» и «учреждения». «Корпорация» - построенное «снизу вверх» сообщество людей, объединённых общими целями и общей судьбой, осуществляющих внутри своего сообщества демократическое самоуправление. «Учреждение» - построенная «сверху вниз» структура, от которой люди получают пользу и помощь (опеку), выполняя установленные там правила поведения. Сторонники формальной демократии стремятся превратить государство только в Корпорацию, сторонники тоталитаризма – только в Учреждение. Оба эти подхода уже пытались реализовать в России – в виде либерализма и коммунизма, но оба эксперимента, как известно, завершились провалом.

Власть

Россия при её размерах и специфике не может существовать при слабой государственной власти. Поэтому любые призывы к ослаблению исполнительной власти в пользу представленных в Думе партий мы считаем недопустимыми. Однако власть, лишённая Идеи, служить осуществлению которой является её главным предназначением, неминуемо скатывается в служение самой себе, блокируя при этом любые попытки собственной замены. Это – прямой путь к тирании (если во главе Власти – один человек) или к олигархии (если группировка). Даже русские самодержцы ощущали свою власть как служение в рамках единого Православного проекта, за реализацию которого в России лично отвечали перед Богом. Отступление от этой роли тут же превращало по всей форме коронованного царя в «узурпатора» и лишало его легитимности – вспомним хотя бы печальный конец Гришки Отрепьева.

Поэтому единственная гарантия от тираний в России может быть не ограничение верховной власти, а наличие всенародно принятой и признаваемой государственной идеологии, отступление от которой означало бы в глазах Народа и закона утрату самого права властвовать. При этом главными задачами верховной власти, вопреки господствующему ныне мнению, является вовсе не профицит бюджета или экономические показатели, а нечто принципиально другое:

  • солидаризация Народа вокруг общего дела, вопреки сословному и социальному делению;
  • контроль за справедливостью общественных отношений и социальным миром;
  • сбережение и преумножение Народа, его физическое и духовное здоровье, образовательный и культурный рост.

Если Власть всего этого не делает – она не выполняет своих функций, несмотря на любые иные свои «успехи».

Элита

Политика – это, прежде всего, служение. Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забыть о своём личном «успехе» перед лицом дела, которому служишь. Истинная политика не стравливает людей, а объединяет их вокруг общего дела. Что же касается борьбы за власть, карьеру, получение сопутствующих благ (которые по заблуждению часто именуют «политикой»), то это – карикатура на политику, а то и преступление, за которое надо сажать. То, что в «политическом классе» России таких «политических извращенцев» сегодня большинство, говорит вовсе не о порочности политики как таковой, а о настоятельной необходимости хорошенько «почистить» наши элиты от случайных людей.

К сожалению, нравственная деградация и разложение современных российских элит зашли слишком далеко: «терапия» (перевоспитание) не поможет, необходимо «хирургическое вмешательство», т.е. отстранение и замена большей части наших «элитариев» с «показательной поркой» наиболее патологических экземпляров. Возможно это двумя способами:

  • Либо через «зачистку сверху» (вариант «Опричнина»),
  • Либо – через «зачистку снизу» (вариант «Пугачёвщина»).

«Опричнина» при всех своих минусах – вариант гораздо менее кровавый и более контролируемый, что весьма ценно с точки зрения сохранности Государства.

Но убрать негодных – мало; надо сразу понимать, кем их заменить. Каждое Государство призвано к отбору лучших людей в свою элиту. При этом главным условием должен являться даже не профессионализм (хотя и он обязателен), а духовно-нравственные качества человека. Если порядочного и патриотичного непрофессионала можно выучить, то заведомого подлеца и предателя, пусть даже и отменного специалиста, не переделаешь. Значит, система отбора призвана его вычислить и вычистить из числа людей, претендующих на должности, связанные с принятием решений. Если имеющаяся система, законы, общественные отношения и т.д. этого не позволяют, значит, они негодны и их надо изменять. Желательно – без «революций» и потери управляемости, но – изменять, последовательно и жёстко, пока они не угробили страну.

Если не позволяет политический строй – корректировать и его тоже! И не надо повторять глупейшие либеральные мантры про «святость» и «неприкосновенность» скопированной у Запада партийно-парламентской демократии! Демократия заслуживает признания и поддержки только в случае, если осуществляет подлинную аристократию – то есть, выдвигает к власти лучших людей из всех классов и сословий. Значит, именно такую форму демократии и надлежит реализовывать в России! Править и являться истинной аристократией новой России должны действительно лучшие, а не политиканы и демагоги («аристос» по-гречески значит «лучший»). А подлинная аристократия не вырождается и не вредит государству, только если в её состав открыт доступ действительно лучшим силам народа. Как очевидно, в сегодняшней России нет ни того, ни другого, и именно поэтому мы имеем такую элиту, которую имеем.

В здоровом обществе к «элите» принадлежат, прежде всего, те, кто служит государству, то есть, - служит всем. Соответственно, принадлежали или примыкали к ней всегда - духовенство, офицерство, госслужащие (чиновничество) и интеллигенция (прежде всего – учёные, «технари», учителя и врачи). Если эти категории низведены до нищеты, не имеют ясных перспектив и гарантий своего будущего, то довольно скоро значительная часть из них может впасть в соблазн злоупотреблений и коррупции, и тогда всё государство начинает шататься.

Особый разговор – о бизнес-сообществе. Разумеется, предпринимателей имеет смысл сравнивать только с другими предпринимателями, но и здесь показателем «элитарности» в здоровом обществе должны выступать не деньги и связи в «верхах», а безупречность репутации и полезность стране. Возможно, имеет смысл возродить гильдии, допуск в которые производить не по толщине кошелька, а по степени общественной полезности, для оценки которой имеет смысл ввести специальный рейтинг. И только члены гильдии должны получать госзаказ. Госкредиты и допускаться к выгодным проектам с участием государства.

Сегодня элита отбирается по партийной или клановой принадлежности, по умению «попасть в команду» и «формировать финансовые потоки» с учётом интересов начальства. Иным и не может быть принцип отбора «лучших» в обществе, где решающим критерием «жизненного успеха» практически открыто провозглашается обладание деньгами и властью. Без введения государственной идеологии, следование которой станет решающим фактором отбора, исправить это положение невозможно. Согласно традиционным ценностям России, «лучший» - это не самый богатый, самый родовитый или самый пронырливый. «Лучший» - это искренний патриот России, государственно мыслящий и безупречно честный, ответственный и образованный, готовый к беззаветному служению и сопряжённым с ним жертвам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: