| № п/п | Практические и семинарские занятия | Содержание | Объём в часах |
| 1. | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития | Предмет и объект исследования в психологии развития. Психология развития в системе психологического знания. Понятие возраста. Биологический возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культурный возраст. Образ человека в психологии и проблема содержания возрастов. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Жизненный путь индивида. Возрастные свойства, процессы, стадии. Нормативные критерии возраста и стереотипы. Символизм возрастных процессов. Возрастная субкультура. Задачи и проблемы психологии развития. Феноменология возраста. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития. Диагностика возрастного развития: норма и аномалии. Социализация детей в мире. Институты социализации. Развитие личности в процессе социализации. | |
| 2. | Зарубежные теории психического развития | Биогенетический подход. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Бихевиористический подход. Социгенетический подход. Когнитивные теории развития человека. Экологическая модель развития. | |
| 3. | Взаимосвязь обучения и психического развития | Функциональная и возрастная периодизация. Подходы к анализу взаимосвязи между обучением и развитием. Закономерности функционального и возрастного развития психики человека. | |
| 4. | Младенчество и раннее детство (0-3 года) | Социальная ситуация развития. Ведущие виды деятельности в младенчестве и раннем детстве. Кризисы 1-го и 3-х лет. Развитие мотивационной сферы и деятельности общения. Формирование сенсомоторной сферы ребенка. Речевое развитие. Новообразования. | |
| 5. | Дошкольный возраст (3-6/7 лет) | Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности. Формирование общения и произвольности в игре. Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольника. Особенности наглядно-образного мышления. Становление личности дошкольников. Новообразования возраста. Кризис 7-и лет. | |
| 6. | Среднее детство (6/7-11/12 лет) | Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая. Развитие интересов и деятельности общения школьника. Формирование произвольности психических процессов и практической деятельности. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийного мышления. Новообразования возраста. | |
| 7. | Подростково-юношеский возраст (11/12-19/20 лет) | Социальная ситуация развития и поведения подростка. Ведущие виды деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Развитие деятельности общения и потребностно-мотивационной сферы. Самосознание личности. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте. Становление теоретического мышления, воображения, речи, восприятия подростка. Новообразования возраста. | |
| Итого: |






