Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

№ п/п Наименование тем Содержание Объём в часах
       
1. Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития Предмет и объект исследования в психологии развития. Психология развития в системе психологического знания. Понятие возраста. Биологический возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культурный возраст. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Жизненный путь индивида. Возрастные свойства, процессы, стадии. Нормативные критерии возраста и стереотипы. Символизм возрастных процессов. Возрастная субкультура. Задачи и проблемы психологии развития. Феноменология возраста. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития.  
2. Методы исследование в психологии разви-тия Принцип объективности. Эксперимен-тальный план исследования. Понятие о методологии, методе и методике. Клас-сификация методов (Б.Г. Ананьев). Сущность организационных методов исследования (метод поперечных сре-зов, лонгитюдный, комплексный). Сущ-ность основных эмпирических методов исследования (наблюдение, экспери-мент). Сущность вспомогательных ме-тодов исследования (анкетирование, метод анализа продуктов деятельности, метод тестов и проблема диагностики в современной психологии). Сущность методов обработки данных (качествен-ные и количественные их характеристи-ки). Сущность интерпретационных ме-тодов (генетический, структурный). Психологический диагноз. Проблема нормы в психологии развития. Пробле-мы дефиниции при построении иссле-дования. Этика научного исследования.  
3. Зарубежные теории психического развития Биогенетический подход. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Бихевиористический подход.  
4. Зарубежные теории психического развития (продолжение) Социгенетический подход. Когнитивные теории развития человека. Экологическая модель развития.  
5. Теории психического развития в советской психологии: Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Л.С. Выготский и его школа. Ключевые понятия: высшие психические функции, интериоризация, деятельностное опосредование развития. Понятие психологического возраста. Структура и динамика психического развития. Возрастные кризисы. Периодизация детского развития. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Обучение и развитие. Понятие зоны ближайшего развития. Проблемы диагностики психического развития ребенка.  
6. Теории психического развития в советской психологии: Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Психологическая теория деятельности и возрастное развитие. Общая характеристика возрастного развития в онтогенезе. Понятие ведущего вида деятельности. Дошкольное детство, психология младшего школьника, подростка. Роль игры в онтогенезе личности. Симптомокомплекс подростничества: взаимоотношения с взрослыми, компания сверстников, личный дневник. Психология юношеского возраста. Развитие теорий Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина в работах современных отечественных психологов: Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова и др.  
7. Младенчество и раннее детство (0-3 года) Социальная ситуация развития. Ведущие виды деятельности в младенчестве и раннем детстве. Кризисы 1-го и 3-х лет. Развитие мотивационной сферы и деятельности общения. Формирование сенсомоторной сферы ребенка. Речевое развитие. Новообразования.  
8. Дошкольный возраст (3-6/7 лет) Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности. Формирование общения и произвольности в игре. Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольника. Особенности наглядно-образного мышления. Становление личности дошкольников. Новообразования возраста. Кризис 7-и лет.  
9. Среднее детство (6/7-11/12 лет) Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая. Развитие интересов и деятельности общения школьника. Формирование произвольности психических процессов и практической деятельности. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийного мышления. Новообразования возраста.  
10. Подростково-юношеский возраст (11/12-19/20 лет) Социальная ситуация развития и поведения подростка. Ведущие виды деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Развитие деятельности общения и потребностно-мотивационной сферы. Самосознание личности. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте. Становление теоретического мышления, воображения, речи, восприятия подростка. Новообразования возраста.  
11. Ранняя взрослость Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости. Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в ранней взрослости. Особенности семейных отношений в ранней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в периоды ранней взрослости.  
12. Средняя взрослость Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в средней взрослости. Особенности семейных отношений в средней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Мотивационный кризис среднего возраста. Когнитивное развитие в период средней и взрослости.  
13. Поздняя взрослость Особенности семейных отношений в поздней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в период поздней взрослости. Психологические аспекты умирания и смерти.  
Итого:  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: