| № п/п | Наименование тем | Содержание | Объём в часах |
| 1. | Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития | Предмет и объект исследования в психологии развития. Психология развития в системе психологического знания. Понятие возраста. Биологический возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культурный возраст. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Жизненный путь индивида. Возрастные свойства, процессы, стадии. Нормативные критерии возраста и стереотипы. Символизм возрастных процессов. Возрастная субкультура. Задачи и проблемы психологии развития. Феноменология возраста. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития. | |
| 2. | Методы исследование в психологии разви-тия | Принцип объективности. Эксперимен-тальный план исследования. Понятие о методологии, методе и методике. Клас-сификация методов (Б.Г. Ананьев). Сущность организационных методов исследования (метод поперечных сре-зов, лонгитюдный, комплексный). Сущ-ность основных эмпирических методов исследования (наблюдение, экспери-мент). Сущность вспомогательных ме-тодов исследования (анкетирование, метод анализа продуктов деятельности, метод тестов и проблема диагностики в современной психологии). Сущность методов обработки данных (качествен-ные и количественные их характеристи-ки). Сущность интерпретационных ме-тодов (генетический, структурный). Психологический диагноз. Проблема нормы в психологии развития. Пробле-мы дефиниции при построении иссле-дования. Этика научного исследования. | |
| 3. | Зарубежные теории психического развития | Биогенетический подход. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Бихевиористический подход. | |
| 4. | Зарубежные теории психического развития (продолжение) | Социгенетический подход. Когнитивные теории развития человека. Экологическая модель развития. | |
| 5. | Теории психического развития в советской психологии: Культурно-историческая теория Л.С. Выготского | Л.С. Выготский и его школа. Ключевые понятия: высшие психические функции, интериоризация, деятельностное опосредование развития. Понятие психологического возраста. Структура и динамика психического развития. Возрастные кризисы. Периодизация детского развития. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Обучение и развитие. Понятие зоны ближайшего развития. Проблемы диагностики психического развития ребенка. | |
| 6. | Теории психического развития в советской психологии: Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина | Психологическая теория деятельности и возрастное развитие. Общая характеристика возрастного развития в онтогенезе. Понятие ведущего вида деятельности. Дошкольное детство, психология младшего школьника, подростка. Роль игры в онтогенезе личности. Симптомокомплекс подростничества: взаимоотношения с взрослыми, компания сверстников, личный дневник. Психология юношеского возраста. Развитие теорий Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина в работах современных отечественных психологов: Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова и др. | |
| 7. | Младенчество и раннее детство (0-3 года) | Социальная ситуация развития. Ведущие виды деятельности в младенчестве и раннем детстве. Кризисы 1-го и 3-х лет. Развитие мотивационной сферы и деятельности общения. Формирование сенсомоторной сферы ребенка. Речевое развитие. Новообразования. | |
| 8. | Дошкольный возраст (3-6/7 лет) | Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности. Формирование общения и произвольности в игре. Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольника. Особенности наглядно-образного мышления. Становление личности дошкольников. Новообразования возраста. Кризис 7-и лет. | |
| 9. | Среднее детство (6/7-11/12 лет) | Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая. Развитие интересов и деятельности общения школьника. Формирование произвольности психических процессов и практической деятельности. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийного мышления. Новообразования возраста. | |
| 10. | Подростково-юношеский возраст (11/12-19/20 лет) | Социальная ситуация развития и поведения подростка. Ведущие виды деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Развитие деятельности общения и потребностно-мотивационной сферы. Самосознание личности. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте. Становление теоретического мышления, воображения, речи, восприятия подростка. Новообразования возраста. | |
| 11. | Ранняя взрослость | Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости. Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в ранней взрослости. Особенности семейных отношений в ранней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в периоды ранней взрослости. | |
| 12. | Средняя взрослость | Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в средней взрослости. Особенности семейных отношений в средней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Мотивационный кризис среднего возраста. Когнитивное развитие в период средней и взрослости. | |
| 13. | Поздняя взрослость | Особенности семейных отношений в поздней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в период поздней взрослости. Психологические аспекты умирания и смерти. | |
| Итого: |






