Системный подход к психическому развитию человека предполагает многокомплексность исследований. Но изучение развития предполагает и так называемые моноисследования, имеющие дело с динамическими характеристиками каких-либо отдельных психических функций и направленные на изучение соответствующих закономерностей и зависимостей, например, неравномерность развития. Таким образом, чем сложнее задача, тем интенсивнее выражена комплексность в методической части исследования.
Классификация методических средств, актуальных для познания психического развития человека, основана на описании системы методов современной психологии, предложенной Б. Г. Ананьевым. Система включает: 1) организационные методы – сравнительно-возрастной (поперечного среза – применяется к индивидам одной возрастной группы, что дает возможность установить усредненные величины и границы нормальной вариантности в показателях той или иной психической функции, используется чаще всего), лонгитюдинальный (продольные срезы, долговик – систематическое изучение детей в течение первых двух лет жизни, оно позволило швейцарскому психологу Ж. Пиаже выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта, систематическое изучение зрительно-пространственных функций у взрослых, выполненное Л. Н. Гольбиной, самый эффективный метод, т.к. исследует индивидуальности отдульно), комплексный (методы других наук, используется в современной психологии – экспериментальная разработка целостной концепции развития, впервые провел Ананьев 1965-1972гг); 2) эмпирические методы (с помощью них добываются факты о возрастной изменчивости психики и используются в соответствии с общей организацией исследования) – основные эмпирические методы психологии (обсервационные – наблюдение и все его виды; экспериментальные; праксиметрические – оценка личности по результатам деятельности; биографические; опрос, анкетирование, интервью, беседы; психодиагностические – тесты) представляют основные пути получения знаний об особенностях индивидуального развития человека. Сравнительное изучение биографий ученых, художников позволило определить оптимальные для человека периоды творчества; 3) «обрабатывающие» методы – одними из распространенных методов количественной (все методы мат.статистики) и качественной обработки (психологическая казуистика, дифференциация по типам, группам, вариантам развития) материала являются корреляционный и факторный анализы. В результате корреляционного анализа (связь переменных, при которой одному значению признака соответствует несколько значений другого признака, отклоняющегося от своего среднего значения) были выявлены особенности структурирования интеллектуальных функций и их качественных преобразований в школьном и взрослом периодах жизни. Качественный анализ позволяет выделить типы, варианты и профили отдельных характеристик и подсистем индивидуального развития психики; 4) интерпретационные методы (приемы обобщающего характера, направленные на теоретический синтез и интерпретацию статистически обработанных данных) – материал может быть обобщен в виде психограмм, синтетического описания онтогенеза жизненного пути личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В результате может быть получена типология развития, различные онтогенетические закономерности. Интерпретация данных осуществляется в двух основных направлениях, генетическом (от генеза – связь между фазой и уровнем развития) и структурном (взаимосвязь между отдельными параметрами), и имеет целью исследование генетических связей и характера взаимосвязей отдельных сторон психического развития.
|
|
|
|