Увеличение выпуска продукции с (Q1, до Q2
сопровождается снижением цены с Р{ до
Р2. Вследствие этого общий доход
монополиста, выражающийся площадью
OP\AQV возрос на площадь, обозначенную
знаком «+», и уменьшился на площадь,
обозначенную знаком «—». Новый общий
доход выражен площадью фигуры OP2BQr
Первоначально фирма-монополист продавала Q1 единиц продукта по цене Р1. Ее общий доход определялся площадью фигуры ОР1AQ1. Чтобы увеличить объем продаж до Q2 единиц, фирма вынуждена снизить цену на продукцию до Р2. Обратите внимание на то, что фирма вынуждена снизить цену не только на дополнительные единицы продукции, а на весь выпуск. Поэтому, с одной стороны, общий доход фирмы возрастет, благодаря увеличению объема продаж, на величину, представленную площадью, обозначенной знаком «+», с другой стороны, он уменьшится из-за снижения цены на весь выпуск на величину фигуры, обозначенной знаком «—». Новый общий доход представлен площадью фигуры OP2BQ2.
Рассматривая вопрос о механизации прибыли, следует иметь в виду предельный доход, являющийся дополнительным доходом от продажи дополнительной единицы товара. Если монополист при несовершенной конкуренции ставит задачу продать больше товаров, то он должен снизить цену. Однако предельный доход при этом начинает сокращаться, переставая быть постоянной величиной. В условиях, когда предельные издержки достигают величины предельного дохода, фирма должна ограничить свое производство. При монополии максимизация прибыли (равновесие фирмы) может достигаться и при таком объеме производства, когда издержки производства не достигают минимального уровня. Причем цена не снижается до величины средних издержек производства на единицу продукции. Для монопольной фирмы максимизация прибыли достигается при более высоком уровне цены и меньшем объеме производства, чем они были при совершенной конкуренции. Для максимизации прибыли монополист создает дефицит товара, что повышает цену выше предельных издержек. Монопольная прибыль выступает как излишек над нормальной прибылью при совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.
1.3 Доход монополиста и рыночный спрос
Для монополиста увеличение объема выпуска на одну единицу означает необходимость снижения цены, если он хочет, чтобы потребители были готовы купить всю произведенную продукцию.
Поскольку цена понижается не только на дополнительную единицу продукта, но и на каждую единицу выпуска, общая выручка от продажи будет прирастать во все убывающей пропорции. Предельный доход монополиста в отличие от конкурентной фирмы не равен цене продукта и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объемов производства. Кривая предельного дохода представляет собой нисходящую линию с отрицательным уклоном, расположенную ниже кривой спроса.
Предельный доход непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупную выручку и предельный доход положителен. При неэластичном спросе увеличение объема выпуска сокращает совокупную выручку, и предельный доход отрицательный. Если спрос имеет единичную эластичность по цене, увеличение величины спроса полностью компенсируется снижением цены. Совокупная выручка при этом не меняет своей величины, а предельный доход равен нулю.
Можно отметить, что монополист всегда оперирует только на эластичном участке спроса. Объем его производства никогда не выйдет за пределы, при которых спрос становится неэластичным, поскольку иначе его совокупный доход будет падать. Максимизируется совокупный доход (выручка) при таком объеме производства, когда предельный доход равен нулю, т.е. когда последняя произведенная единица продукта уже не может ничего добавить к общей выручке.
Как и любая другая фирма, монополист будет производить, пока предельный доход не станет меньше предельных издержек. При монополии не выполняется условие аллокативной эффективности, т.е. ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом. Точка равновесия фирмы определяет равновесный объем производства и равновесную цену. Что же касается равновесной цены, то она будет установлена фирмой, исходя из возможностей спроса. Кривая спроса показывает, какую цену потребители готовы заплатить за данное количество продукта, предложенное на рынке. Фирме нет смысла устанавливать цену ниже, поскольку потребители готовы заплатить больше. Фирма не может устанавливать цену выше, так как рынок не примет столько товаров по более высокой цене.
Если при равновесном объеме производства цена монополии оказывается выше средних издержек, то положительная разница между ними составит среднюю прибыль фирмы. Умножив эту прибыль на количество выпущенной продукции, получим общий объем монопольной прибыли. Монопольное положение на рынке не означает, что фирма обязательно и в любом случае получает прибыль. Монополия, как и конкурентная фирма, может нести экономические убытки. Так, если при равновесном объеме производства равновесная цена ниже средних издержек, но при этом превышает средние переменные издержки, фирма может получать операционную прибыль и тем самым минимизировать свои убытки. Если кривая спроса на продукцию монополии лежит ниже кривой средних переменных издержек, равновесная цена монополии никогда не сможет побудить фирму к производству. Производство будет прекращено, а фирма-монополист понесет убытки в размере постоянных издержек.
Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль, это не приведет к увеличению числа фирм в отрасли, поскольку существуют жесткие барьеры на пути новых капиталов. Сама же монополия не увеличит и не снизит объема производства, так как иначе ее прибыль снизится. Поэтому в долгосрочном периоде фирма будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена ее продукта не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек.