Задания к практическим занятиям и выполнению контрольных и домашних работ

1) Изучите соответствующую главу учебной литературы и заполните таблицу «Теории происхождения государства».

Теория Представители Сущность теории
     

2) Обратитесь к известным вам историческим фактам, характеризующим роль государства в историческом развитии. Наиболее существенными функциями, которые государство обычно осуществляет на каждом этапе своего развития, являются: сбор налогов, издание законов, судопроизводство, защита границ, борьба с попытками изменить государственный строй. Подумайте, в чьих интересах осуществлять эти функции?

3) Изучите соответствующую главу учебной литературы и заполните таблицу «Подходы к определению сущности права».

Подход Определение Представители
нормативно-правовой (нормативистский)    
естественно-правовой    
социологический    
психологический    
интегративный    

4) Изучив главу учебной литературы, заполните таблицу «Право и мораль»

Критерии анализа Право Мораль
цель применения    
духовная и идейная основа    
воспитательная роль    
нормативная оформленность    
последствия (санкции) несоблюдения    
сфера действия    

5) Раскройте массив отраслей права РФ. Укажите, какие отрасли относятся к:

· материальным отраслям ________________

· процессуальным _______________________

· частному _____________________________

· публичному ___________________________

6) Заполните таблицу «Отрасли права».

Отрасль права Предмет правового регулирования Основной источник
Конституционное    
Гражданское    
Трудовое    
Административное    
Уголовное    
Финансовое    
Налоговое    
Семейное    
Экологическое    

7) Определите, какие из нижеприведенных ролей относятся к частной жизни, а какие – к публичной жизни гражданина:

а) отец семейства;

б) организатор частной художественной мастерской;

в) государственный служащий;

г) друг;

д) член политической партии;

е) супруга;

ж) участник всенародного обсуждения законопроекта;

з) ректор вуза.

Свой ответ поясните.

8) Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно вообще отрицалось. Теперь признается, но распространено пока недостаточно. Дайте ваши объяснения этим фактам.

9) Составьте структурно-логическую схему «Иерархическая структура нормативно-правовых актов Российской Федерации». Расположите нормативные акты в порядке убывания их юридической силы.

Диспуты

1) Известный российский правовед С. С. Алексеев при рассмотрении вопроса о праве приводит такой пример: «В салон электрички, перед самым ее отправлением, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!». Мужчина встает, а женщина садится на его место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивленно спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я – женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам»».

Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступать ей место? Объясните описанную ситуацию с точки зрения права и морали.

2) Из творческого наследия русского философа и правоведа Б. Н.Чичерина.

Все люди во все времена считали себя свободными существами, способными делать то, что хотят… Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права…

Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права… Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ…

Какую идею (идеи) стремится выразить автор данного фрагмента? Как вы думаете, какое значение вкладывает ученый в слово «лицо»? Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»? Какое определение автор дает право? Что лежит в основе этого определения? В соответствии с каким подходом трактуется данная формулировка права?

3) Объясните следующие высказывания.

· «Право – искусство добра и справедливости» (древнеримское выражение).

· «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (В. С. Соловьев (1853-1900), русский философ).

· «Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого». (В. Гюго 1802-1885, французский писатель).

Темы рефератов и презентаций

1. Гражданское общество как основа правового государства.

2. Значение социального государства для развития демократии.

3. Влияние правосознания на формирование правовой культуры общества. Правовой нигилизм [4, 27, 28, 29].

4. Правовое воспитание как элемент культуры общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое государство?

2. Перечислите признаки государства?

3. По каким формам можно охарактеризовать государство?

4. Чем унитарное государство отличается от федеративного?

5. Охарактеризуйте Российскую Федерацию с точки зрения всех форм, присущих государству.

6. Что такое функции государства?

7. Перечислите внутренние и внешние функции государства?

8. Что такое право?

9. Перечислите признаки права.

10. В чем проявляется «суверенность» права?

11. Какие функции выполняет право?

12. Какие источника права вам известны?

13. Дайте характеристику основных форм (источников) права.

14. На какие виды разделяются нормативно-правовые акты?

15. Что такое норма права?

16. Какие элементы нормы права вам известны. Приведите пример.

17. Охарактеризуйте основные признаки нормы права

18. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие.

19. Какова роль системы права в регулировании общественных отношений?

20. Дайте определение отрасли права.

21. Что представляет собой институт права?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: