Образование в Древней Греции (V– IV веках до н.э.)

Лекция 2,3.

Античный период истории образования и педагогической мысли.

1. История образования Древней Греции (V– IV веках до н.э.).

2. Эллинское просвещение V– IV вв. до н.э.

3. Теория и практика Римской педагогики.

****

Образование в Древней Греции (V– IV веках до н.э.).

Древняя Греция – страна, состоявшая из ряда небольших государств (полисов). В данный период наиболее развитыми и влиятельными были полисы: Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афины. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими и система образования обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы были лишены всех прав, в том числе и права на обучение.

Лакония (Спарта) находилась в юго-западной части Пелапонеса. В стране господствовало земледелие, основанное на труде рабов. Незначительное полусвободное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. Девять тысяч семей рабовладельцев держали под своей властью 250 тысяч порабощенного населения. Поэтому жизнь спартиатов была подчинена главному требованию – быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов.

Какова же была система воспитания в Спарте?

Нужно отметить, что в Спарте правила геронтократия – система государственного управления, когда власть принадлежит старейшим в роде, причем она покоится на общем строгом разграничении прав и обязанностей каждого возраста в отдельности. Мужское население Спарты делилось на 3 группы: до 30, до 60 и свыше 60 лет. Первые состояли в армии, но не имели политических прав, вторые не имели законодательной инициативы, и только последние могли входить в состав всевластной герусии.

Этому соответствовало и государственное воспитание. Оно длилось от 7 до 30 лет, распадаясь на 3 отрезка времени: 7-15, 15-20, 20-30 лет.

Задача воспитания – подготовить сочлена классовой военной общины.

Семейное воспитание – 1-7 лет. Контроль за воспитанием детей начинался с самого рождения, когда новорожденного осматривали в особом месте лесхе старшие члены общины. Только здоровых возвращали отцам. Судьба немощных просто не ясна. Здоровые дети оставались в семье до 7 лет.

Дети выращивались кормилицами. Плутарх отмечает достоинства спартанских кормилиц. «Они детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их не прихотливыми в еде, не боящимися темноты и одиночества, незнающими что такое своеволие или плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии.

В семилетнем возрасте детей отнимали у родителей и расселяли по детским государственным общежитиям. Первый этап обучения детей длился до 14 лет. Мальчики делились по годам обучения и каждого возраста еще на отряды – агелы (с.18).

Это своеобразный «кадетский корпус» стоял в прямой зависимости от центральной власти. Для руководства им герусия выделяла специального руководителя пайдонома, которому в помощь давали 5 сотрудников. Старики контролировали обучение детей. Каждый год заканчивался своеобразными экзаменами перед публикой – агонами. Последний год заканчивался особым агоном, когда на ряду с испытаниями в силе ловкости и знаний, мальчиков 14 лет подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды. Оргии, причем это сечение являлось также своеобразной формой испытания терпения и выносливости. Некоторых детей забивали кнутами.

После окончания семилетнего обучения спартанцы вступали в испытательный год своей военной подготовки. Начиная с этого года они имели право на ношение оружия. Этот год проходил для подростков вне Спарты. Из них создавались особые отряды, рассылаемые по всей стране, несшие военную и полицейскую службу, главным образом по поддержанию покорности среди бесправного населения. Пробный год оканчивался новым публичным агоном, после чего молодежь зачислялось в состав иренов, которые в свою очередь делились на 2 группы: 15-17 и 17-21, еще не обладавших гражданскими правами, но являвшимися ближайшими помощниками полноправных руководителей воспитательной работы с молодежью.

Чему учили детей?

1. Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления.

2. Пению и музыки, но не с целью эстетического развития, а для возбуждения мужества, увлечению души к восторженным порывам.

3. Хищению. Дети доставали для своего стола еду путем хищения, не удачливых ждали побои и голод.

Период с 21 до 30 лет являлся переходным временем на пути получения прав члена спартанской государственной общины. В это время мужчины получали формально гражданские права, но приложить их к практическим делам не могли. Плутарх: «Те, кто моложе 30 лет на рынок не ходят».

Воспитание девушек. Это воспитание мало чем отличалось от воспитания мальчиков. Идеолог общины Ликург считал, что удовлетворительное платье могут приготовить и рабыни, а для свободных важнее всего дети. Он постановил, чтобы женский пол занимался развитием своего тела не чуть не меньше, чем мужской. Поэтому он учредил для девушек состязание в беге, крепости мышц, именно основываясь на том, что от здоровых и сильных супругов будут и дети здоровые и сильные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: