Принципы педагогической антропологии

I. Сущность антропологического подхода

Задание 1. Изучите теоретические материалы и определите, к какому уровню методологии ( философскому; общенаучному; конкретно-научному; технологическому) соответствует антропологический подход.

¤Антропологический подход несет мировоззренческую позицию, основываясь на философской антропологии, всеобъемлющей науке о человеке, его сущности и положении в мире. «Человек» - это основная категория антропологического подхода.

¤ Антропология есть не столько знание о “человеке в себе”, сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом и, с другой стороны, смысла мировых процессов в человеческом измерении». (Слободчиков В. И., Исаев Е. И.)

¤Методы, которые использует антропология, носят, прежде всего, общенаучный характер.

¤Антропологический подход особо актуален в гуманитарной парадигме не только образования, но и науки в целом, так как гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Вывод: Антропологический подход соответствуетобщенаучному уровню методологии.

II. Педагогическая антропология как методологическая дисциплина

Определение понятия «педагогическая антропология»

Задание 2. Сравните определения понятия «педагогическая антропология». Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное и отметьте его с помощью ü.

Педагогическая антропология -

o «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский);

o философское течение, претендующее на создание целостного и всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов);

ü педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад);

oнаука о человеке в образовательном пространстве;

oфилософская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека;

oсистема педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.

Принципы педагогической антропологии

Задание 3. Изучите принципы педагогической антропологии и выберите с помощью ü три из них, которые могут составить методологические основания вашего диссертационного исследования. (Коджаспирова Г.М.)

  понятие «человек» есть исходная категория, все же другие понятия есть производные от исходной;   целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, его уникальность;
ü взаимосвязь индивидуального и социального в человеке;   единство общего, особенного и единичного в каждом человеке;
  понимание детства как первопричины всего последующего в жизни человека;   принцип свободы самовыражения и самостановления личности в процессе образования и воспитания;
  признание понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых педагогических методов, форм и средств;   онтологический принцип, требующий рассматривать воспитание как модус (способ, вид) бытия человека, а понятие «воспитание» - как онтологическую категорию;
  осмысление сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры;   принцип неопределенности результатов педагогического воздействия или взаимодействия и неизмеримости, безмасштабности человека, невозможности его исчерпывающего постижения и окончательного определения;
ü принцип креативности, обязывающий использовать педагогические формы и методы, создающие условия для творческой самореализации воспитанника; ü принцип диалогизма, предусматривающий использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера;
  принцип признания способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации;   принцип самопознания, предъявляющий к педагогическим методам, средствам, организационным формам требование - быть методами, средствами, формами самопознания, а на этой основе и самоопределения, самореализации;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: