I. Сущность антропологического подхода
Задание 1. Изучите теоретические материалы и определите, к какому уровню методологии ( философскому; общенаучному; конкретно-научному; технологическому) соответствует антропологический подход.
¤Антропологический подход несет мировоззренческую позицию, основываясь на философской антропологии, всеобъемлющей науке о человеке, его сущности и положении в мире. «Человек» - это основная категория антропологического подхода.
¤ Антропология есть не столько знание о “человеке в себе”, сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом и, с другой стороны, смысла мировых процессов в человеческом измерении». (Слободчиков В. И., Исаев Е. И.)
¤Методы, которые использует антропология, носят, прежде всего, общенаучный характер.
¤Антропологический подход особо актуален в гуманитарной парадигме не только образования, но и науки в целом, так как гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
|
|
Вывод: Антропологический подход соответствуетобщенаучному уровню методологии.
II. Педагогическая антропология как методологическая дисциплина
Определение понятия «педагогическая антропология»
Задание 2. Сравните определения понятия «педагогическая антропология». Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное и отметьте его с помощью ü.
Педагогическая антропология -
o «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский);
o философское течение, претендующее на создание целостного и всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов);
ü педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад);
oнаука о человеке в образовательном пространстве;
oфилософская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека;
oсистема педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.
Принципы педагогической антропологии
Задание 3. Изучите принципы педагогической антропологии и выберите с помощью ü три из них, которые могут составить методологические основания вашего диссертационного исследования. (Коджаспирова Г.М.)
понятие «человек» есть исходная категория, все же другие понятия есть производные от исходной; | целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, его уникальность; | ||
ü | взаимосвязь индивидуального и социального в человеке; | единство общего, особенного и единичного в каждом человеке; | |
понимание детства как первопричины всего последующего в жизни человека; | принцип свободы самовыражения и самостановления личности в процессе образования и воспитания; | ||
признание понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых педагогических методов, форм и средств; | онтологический принцип, требующий рассматривать воспитание как модус (способ, вид) бытия человека, а понятие «воспитание» - как онтологическую категорию; | ||
осмысление сущности воспитания как взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры; | принцип неопределенности результатов педагогического воздействия или взаимодействия и неизмеримости, безмасштабности человека, невозможности его исчерпывающего постижения и окончательного определения; | ||
ü | принцип креативности, обязывающий использовать педагогические формы и методы, создающие условия для творческой самореализации воспитанника; | ü | принцип диалогизма, предусматривающий использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера; |
принцип признания способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации; | принцип самопознания, предъявляющий к педагогическим методам, средствам, организационным формам требование - быть методами, средствами, формами самопознания, а на этой основе и самоопределения, самореализации; |
|
|