double arrow

VI. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПОРЯДОК ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

«Система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее - электронные сервисы), сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме»[4].

Одной из важнейших гарантий прав физических и юридических лиц, обращающихся за предоставлением государственных (муниципальных) услуг являются положения Федерального закона, устанавливающие запрет требовать от заявителя документы и информацию, которые уже имеются у государственных органов и организаций, органов местного самоуправления (за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Закона, которые заявитель обязан предоставлять самостоятельно).

Данное положение Закона вступило в силу с 1 октября 2011 года. Однако, в отношении субъектов Российской Федерации установлен переходный период с 1 октября 2001 года по 1 июля 2012 года.

В целях реализации нормы, запрещающей требовать от заявителя документы, находящиеся в распоряжении государственных органов власти, Федеральный закон от 01.07.2011 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит такие правовые понятия, как «межведомственное информационное взаимодействие» и «межведомственный запрос».

Межведомственное информационное взаимодействие определяется как «взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией между:

органами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги;

подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

иными государственными органами, органами местного самоуправления;

многофункциональными центрами»[2].

Взаимодействие перечисленных органов и организаций осуществляется на основе межведомственного запроса.

Межведомственный запрос определён как «документ на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, который на основе запроса заявителя направляется органом, предоставляющим государственную (муниципальную) услугу, либо многофункциональным центром в государственный орган, орган местного самоуправления либо подведомственную организацию, участвующую в предоставлении государственных (муниципальных) услуг»[2].

На основании направленного межведомственного запроса соответствующий орган (организация) предоставляет находящиеся в его распоряжении документы или информацию, тем самым заявитель освобождается от обязанности самостоятельно запрашивать и получать документы в различных инстанциях.

Определён срок направления ответа на межведомственный запрос, который не может превышать пяти рабочих дней со дня его поступления в соответствующий орган (организацию). Данный срок может быть изменён только федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов РФ, нормативными актами Правительства РФ. Согласно ч. 6 ст. 7.1 Федерального закона 210-ФЗ ответственность за соблюдение сроков в соответствии возложена на должностных лиц соответствующих органов (организаций).

Межведомственное информационное взаимодействие может осуществляться как в форме обмена документов на бумажных носителях, так и в электронной форме.

Взаимодействие между органами в электронной форме происходит с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, одной из основных функций которой является обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) осуществляется в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 697.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия предусматривает также создание региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, действующих на основании вышеуказанного Положения и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется как при обращении заявителя непосредственно в орган, осуществляющий государственную (муниципальную) услугу, так и при обращении заявителя в специально созданный для предоставления государственных (муниципальных) услуг многофункциональный центр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: