II. Вопросы государственного экзамена по специальности 030601.65 «Журналистика»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. СМИ и информационное общество.
2. Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
3. Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
4. Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования СМИ.
5. Концепции свободы прессы и проблемы свободы СМИ в современных условиях.
6. Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
7. СМИ как сфера публичной политики в демократическом обществе.
8. СМИ и проблемы информационной безопасности.
9. Социальная позиция журналиста.
10. Структура системы СМИ: общая характеристика. Типология СМИ. Типоформирующие факторы.
11. Периодическая печать в системе СМИ: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
|
|
12. Телевидение в системе СМИ: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
13. Радиовещание в системе СМИ: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
14. Сетевые СМИ: функции, структура и тенденции развития.
15. Информационные агентства и службы в системе СМИ.
16. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
17. Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы СМИ.
18. Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей СМИ.
21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов СМИ.
22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
23. Службы паблик рилейшнз в сфере СМИ: сущность, функции, методы организации.
24. Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития.
25. Электронные технологии в журналистике.
26. Экономические основы функционирования СМИ. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
27. Капитал в сфере СМИ: издательские дома, холдинги, концерны.
28. Условия и факторы развития рекламы в СМИ. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
29. Журналистский текст как продукт авторского творчества.
|
|
30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
31. Система методов журналистского творчества.
32. Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
33. Система источников информации и проблемы доступа к информации.
34. Система жанров журналистики и тенденции их развития.
35. Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
36. Аналитическая журналистика, жанровая структура.
37. Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
38. Публицистика как вид творческой деятельности в журналистике.
39. Психологические аспекты журналистской деятельности.
40. Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
41. Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: правовой статус, основные функции.
42. Права собственности в сфере СМИ. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
43. Права и обязанности журналиста.
44. Нормы авторского права в сфере журналистики.
45. Правовое регулирование деятельности СМИ в период избирательных кампаний.
46. Судебная и общественная защита свободы СМИ.
47. Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
48. Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
49. Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ.
50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
51. Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
52. Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции СМИ, социальные эффекты.
53. Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
54. Аудитория СМИ: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских СМИ,
55. Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.
56. Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
57. Социология в авторской журналистской работе.
58. Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.
59. Стилистическая система русского литературного языка. Стилистика текста.
60. Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
61. Функционирование морфологических форм речи.
62. Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
63. Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
64. Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
65. Методика редактирования авторского текста.
66. Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине ХУШ века.
67. Журналистика первой четверти Х1Х века.
68. Журналистская деятельность А.С. Пушкина.
69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
70. Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы Х1Х века). Эпоха реформ и печать.
71. Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1Х века.
72. Журналистика 70-ых гг. Х1Х века. Народничество и печать.
73..Развитие газетного дела во второй половине Х1Х века в России.
74. Либеральная пресса России второй половины Х1Х века.
75. Печать периода Первой русской революции: особенности.
76. Журналистика 1917 года.
77. Журналистика первого советского десятилетия.
78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. ХХ в. в условиях становления сталинского тоталитарного режима.
79. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
|
|
80. Средства массовой информации СССР как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. ХХ в. Особенности организации и функционирования.
81. Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
83. Значение изобретения печатного станка И.Гуттенбергом для развития прессы.
84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
85. Английские публицисты XVIII века Д. Дефо и Дж.Свифт.
86. «Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
87. Публицистика Великой Французской революции.
88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
89. Первая поправка к Конституции США и американская концепция свободы печати.
90. Современные зарубежные теории СМИ.
91. СМИ США: основные вехи развития и особенности.
92. СМИ Великобритании: основные вехи развития и особенности.
93. СМИ Франции: основные вехи развития и особенности.
94. СМИ Германии: основные вехи развития и особенности.
95. СМИ развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
96. Мировые СМИ в годы «холодной войны».
97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы.