ОБЩАЯ ЧАСТЬ. II. Вопросы государственного экзамена по специальности 030601.65 «Журналистика»

II. Вопросы государственного экзамена по специальности 030601.65 «Журналистика»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. СМИ и информационное общество.

2. Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.

3. Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».

4. Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования СМИ.

5. Концепции свободы прессы и проблемы свободы СМИ в современных условиях.

6. Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.

7. СМИ как сфера публичной политики в демократическом обществе.

8. СМИ и проблемы информационной безопасности.

9. Социальная позиция журналиста.

10. Структура системы СМИ: общая характеристика. Типология СМИ. Типоформирующие факторы.

11. Периодическая печать в системе СМИ: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.

12. Телевидение в системе СМИ: функции, основные виды, типология и тенденции развития.

13. Радиовещание в системе СМИ: функции, основные виды, типология и тенденции развития.

14. Сетевые СМИ: функции, структура и тенденции развития.

15. Информационные агентства и службы в системе СМИ.

16. Государственная информационная политика и практика ее осуществления.

17. Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы СМИ.

18. Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.

19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.

20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей СМИ.

21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов СМИ.

22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.

23. Службы паблик рилейшнз в сфере СМИ: сущность, функции, методы организации.

24. Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития.

25. Электронные технологии в журналистике.

26. Экономические основы функционирования СМИ. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.

27. Капитал в сфере СМИ: издательские дома, холдинги, концерны.

28. Условия и факторы развития рекламы в СМИ. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.

29. Журналистский текст как продукт авторского творчества.

30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.

31. Система методов журналистского творчества.

32. Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.

33. Система источников информации и проблемы доступа к информации.

34. Система жанров журналистики и тенденции их развития.

35. Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.

36. Аналитическая журналистика, жанровая структура.

37. Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.

38. Публицистика как вид творческой деятельности в журналистике.

39. Психологические аспекты журналистской деятельности.

40. Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.

41. Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: правовой статус, основные функции.

42. Права собственности в сфере СМИ. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.

43. Права и обязанности журналиста.

44. Нормы авторского права в сфере журналистики.

45. Правовое регулирование деятельности СМИ в период избирательных кампаний.

46. Судебная и общественная защита свободы СМИ.

47. Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.

48. Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.

49. Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ.

50. Кодексы профессиональной этики журналиста.

51. Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.

52. Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции СМИ, социальные эффекты.

53. Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.

54. Аудитория СМИ: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских СМИ,

55. Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.

56. Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.

57. Социология в авторской журналистской работе.

58. Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.

59. Стилистическая система русского литературного языка. Стилистика текста.

60. Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.

61. Функционирование морфологических форм речи.

62. Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.

63. Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.

64. Виды текстов и особенности работы редактора над ними.

65. Методика редактирования авторского текста.

66. Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине ХУШ века.

67. Журналистика первой четверти Х1Х века.

68. Журналистская деятельность А.С. Пушкина.

69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.

70. Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы Х1Х века). Эпоха реформ и печать.

71. Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1Х века.

72. Журналистика 70-ых гг. Х1Х века. Народничество и печать.

73..Развитие газетного дела во второй половине Х1Х века в России.

74. Либеральная пресса России второй половины Х1Х века.

75. Печать периода Первой русской революции: особенности.

76. Журналистика 1917 года.

77. Журналистика первого советского десятилетия.

78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. ХХ в. в условиях становления сталинского тоталитарного режима.

79. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

80. Средства массовой информации СССР как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. ХХ в. Особенности организации и функционирования.

81. Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.

82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.

83. Значение изобретения печатного станка И.Гуттенбергом для развития прессы.

84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.

85. Английские публицисты XVIII века Д. Дефо и Дж.Свифт.

86. «Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.

87. Публицистика Великой Французской революции.

88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.

89. Первая поправка к Конституции США и американская концепция свободы печати.

90. Современные зарубежные теории СМИ.

91. СМИ США: основные вехи развития и особенности.

92. СМИ Великобритании: основные вехи развития и особенности.

93. СМИ Франции: основные вехи развития и особенности.

94. СМИ Германии: основные вехи развития и особенности.

95. СМИ развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.

96. Мировые СМИ в годы «холодной войны».

97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: