Диалектика как учение о развитии. Диалектика и синергетика. Принципы диалектики

Тема 12. Диалектика как учение о развитии

1. Диалектика как учение о развитии. Диалектика и синергетика. Принципы диалектики

2. Категории и законы диалектики

Диалектика как учение о развитии. Диалектика и синергетика. Принципы диалектики

Термин "диалектика" (от греч.- искусство вести беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки.

Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, "роды". Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре. В марксистской философской традиции диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это— не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Системный характер измене­ний означает, что меняется качество. Для развития характерна прежде всего необратимость. Направленность— третий критериальный признак развития. Таким образом, р азвитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы. Принцип развития — это исходная диалектическая идея, она позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Наряду с принципом развития основными принципами диалектики являются:

· принцип всеобщей связи означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов– предметов, явлений, процессов.

· принцип системности фиксирует упорядоченность связи в окружающего мира. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

· принцип причинности - предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

· принцип историзма - подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Термин синергетика был предложен в 1973 году немецким физиком Хакеном для обозначения общей теории самоорганизации. Синергетика и диалектика близки друг- другу в силу изучения развития, обоснования принципов самодвижения и системности материи. Открытия точных наук были использованы в синергетике не столько для конкретизации диалектических категорий, таких как система и структура, порядок и хаос, устойчивость и неустойчивость и др., сколько для создания собственной системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.

Феномен самоорганизации в синергетике объясняется сложным взаимодействием многих явлений. Центральное место среди них отводится взаимосвязи порядка и хаоса, выяснению роли данных противоположных начал в развитии сложных систем, в сохранении их равновесия и устойчивости.

Определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, можно утверждать, что концепция самоорганизации является естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии.

Категории и законы диалектики

Закон диалектического синтеза- е го можно сформулировать так: в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Существуют два типа отрицания: деструктивное и конструктивное. Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место не регресс, а именно прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. Конструктивные отрицания, наоборот, детерминируются главным образом внутренними факторами, внутренними противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание; это самоотрицание.

По отношению к направлениям развития конструктивные отрицания подразделяются на: прогрессивные, регрессивные и нейтральные отрицания. По своей значимости и роли в осуществлении прогресса прогрессивные отрицания, в свою очередь, делятся на три вида:

1) отрицание-трансформация- изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура.;

2) отрицание-снятие- преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы. Отрицание-снятие охватывает и стадию (или мо­мент) перехода от одного качества к другому, т. е. скачок, и основную стадию утверждения нового качества. Это и процесс перехода, и его результат. Посредством отрицания-снятия должно возникать новое качество, более надежная и более совершенная материальная система.

3) отрицание-синтез (первые два имеют место и в регрессивной линии развития)- достигается синтез двух отрицаний-снятий, еще большая аккумуляция всего положительного в предыдущем развитии.

В действии закона отрицания отрицания (или закона диалектического синтеза) обнаруживается важный момент формального или структурного характера: осуществляется преемственность во внутренней форме, в структуре, причем со ступенью еще более ранней, чем та, которая имелась до второго "отрицания". Обозначим исходную ступень цифрой 1, последующую— цифрой 2 и завершающую— цифрой 3. На ступени 2 структура 1 в значительной мере разрушается как препятствующая развитию системы, создается новая структура, обладающая новыми возможностями. Развиваясь все более быстрыми темпами на данной основе, система обнаруживает затем необходимость в более быстром развитии; в ситуации двузначного выбора выбор падает на альтернативную структуру, в свое время преодоленную, но с "подведением" под нее измененного содержания. На ступени 3 происходит якобы возврат к ступени 1, к ее структуре. Мы говорим "якобы", поскольку содержание значительно изменено и общий уровень содержательного развития на третьей ступени значительно выше, чем он был на исходной, первой ступени. Отрицание-синтез не исключает других видов и типов отрицания. В его состав включены деструктивные процессы, отрицание-трансформация, отрицание-снятие. Все виды отрицания определенным образом связаны друг с другом.

Отрицание-синтез является высшим видом отрицания. Именно это отрицание придает развитию материальной системы организованность и ритмичность. Помимо ритмов при круговоротах, функционировании, включенных в прогресс, само поступательное развитие в действии закона отрицания отрицания обретает общий триадический ритм, развертываясь в структуру: тезис—антитезис—синтез.

Поскольку осуществляется не круговорот, а лишь "якобы возврат" к прежней ступени при общей поступательности развития системы, постольку эту форму развития правильней представить в виде спрессованной конусообразной спирали, расширяющейся кверху (чем изображается и рост содержания, и убыстрение темпов развития).

Закон перехода количества в качество- выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений

Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или (и) информационных компонентов системы. Преобразование качества может наступать от замены элементов одной природы теми или иными элементами другой природы или в результате изменения структуры при прежнем составе элементов.

Система может получать энергию извне или отдавать ее во внешнюю среду; при одном и том же количестве энергии она может перераспределяться в рамках самой системы. В целостных системах к количественной стороне относится также информационное содержание систем, изменение информации.

Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход— качества в количество (в отмеченном выше значении "перехода"). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других "количеств". Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений, 2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру (или безмерное развитие) данного явления.

Свойство есть способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Свойства не порождаются отношениями вещей, но лишь обнаруживаются, проявляются в таких отношениях.

Качество — это система важнейших, необходимых свойств предметов, это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Количество – это совокупность таких изменения в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности. Сущность количества выявляется через его сопоставление с качеством, а сущность качества— через его сопоставление с количественными (безразличными для бытия системы) изменениями. Количество— объективная определенность качественно однородных явлений, или качество в его пространственно-временном аспекте, со стороны его бытия в пространстве и времени.

Качество и количество связаны в мере. Мера - это взаимосвязь качества и количества.

Скачок — это переход от одного качества к другому. В мировоззренческом отношении скачки не являются привилегией человека и человеческого общества, но присущи развитию любых материальных систем, в том числе природных, различаясь по силе, динамизму, организационной структуре и т.п.

Закон диалектической противоречивости или "закон единства и борьбы противоположностей". Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе. Сами противоположности находятся в изменении, движении. Их взаимодействие связано с обменом веществом, энергией, информацией, влияющим на их изменения и на изменения общей их системы. Количественное и качественное преобладание ведущей противоположности задает направление движения (функционирования) и развития системы; это преобладание вначале бывает скрытым, потенциальным, затем— актуальным. Изменяется степень интенсивности, остроты и зрелости противоречия как токового, степень его близости к моменту своего разрешения.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы или состояния: гармонию, дисгармонию, конфликт.

При гармоничном развитии единство системы непрерывно укрепляется, наращиваются темпы позитивных изменений, увеличивается динамизм, пластичность системы в ее взаимоотношении с окружающими системами, ее устойчивость, надежность. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. При конфликте (от алт. conflictus— столкновение) такое состояние достигает предела, что ставит под вопрос само существование развивающейся материальной системы.

Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т. е. развитие. Противоречия могут быть налицо, но развитие на этом уровне не будет иметь места (это положение не исключает признания развития подсистем, элементов, других компонентов системы, т. е. означает статичность всего, что имеется при этом в материальной системе). Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. В качестве основных форм фиксируются разрешения противоречий действительности:

а) переход противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы;

б) "победу" одной из противоположностей;

в) исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы.

Процесс преодоления противоречия представляет собой скачок, который, в свою очередь, складывается из противоречий. Необходимость преодолеть противоречие выступает для системы как цель. Достигнутая цель становится средством достижения новой цели. Диалектика цели и средства— одна из сторон процесса развития. Одно и то же явление может быть целью в одном отношении, средством в другом.

Стороны, или элементы, части системы, имеющие противоположные тенденции изменений, называются противоположностями. В самом общем плане (и преимущественно) противоположностями являются тенденция к устойчивости и тенденция к изменчивости.

"Единство" противоположностей многоаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре:

· единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы;

· единство как равновесие противоположных сторон;

· единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе);

· единство как возможность временного объединения, "союза" в условиях разнонаправленное (в состоянии полярности и конфликтности). Качественная сторона единства противоположностей выражается в первом, третьем и четвертом аспектах, количественная сторона — во втором.

Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития. В их научном конкретном познании— ключ к практическому использованию противоречий, к управлению процессами развития.

Существуют множество различных противоречий: внешние и внутренние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п.

Внутреннее противоречие — это такое, которое находится внутри системы, ограничено рамками конкретной целостности. Внешнее — это противоречие между данной системой и другой, находящейся вне ее. Внешнее и внутреннее относительны.

Выделяются виды противоречий по формам движения материи и по структурным уровням ее организации.

Существуют противоречия конструктивные и деструктивные. Деструктивные противоречия могут обретать черты антагонистических противоречий. Эти противоречия для своего преодоления нуждаются в их разрушении.

Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие. В современной диалектике к базовым категориям относят:

сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления, сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще;

явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания, явление- это проявление сущности;

единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость;

случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами, бывает внешней и внутренней.

необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: