Внимание! Эту инструкцию необходимо распечатать и выполнять все задания, постоянно сверяясь с ней!!!
1. Обязательно заполните ВСЮ часть С – за ошибки оценку снижают нечасто, а получить дополнительные баллы всегда можно.
2. Старайтесь писать разборчиво, хорошим почерком (или даже печатными буквами, если умеете быстро), чтобы не злить экспертов.
3. Постарайтесь избегать орфографических ошибок, чтобы не создать о себе неблагоприятное мнение у экспертов (особенно это касается исторических и общекультурных терминов – к примеру, митрополит – это от митры, а не от метро).
4. Если вы знаете ответ – отвечайте в виде маркированного или нумерованного списка (например, перечислите причины какого-либо явления). В таком случае пишите не слишком коротко (одно-два слова), но и не слишком длинно (два-три предложения). Нормальный пункт ответа – одно развернутое предложение. Если ответ для вас неясен, не делайте список, а пишите сплошной текст, пытайтесь «рассуждать». Авось эксперт в ваших рассуждениях что-нибудь выловит (но до этого дела лучше все-таки не доводить).
|
|
5. В задании С1 надо правильно атрибутировать документ (определить, время, место и т.п.). Для этого очень внимательно, НЕСКОЛЬКО РАЗ прочитайте его, рассмотрите все возможные варианты. Как правило, в текстах источников имеются более-менее однозначные подсказки (имена, даты, понятия, названия должностей и государственных органов и т.п.).
6. Задание С2 требует работы с текстом документа. Ответы на него, как правило, «спрятаны» в тексте. Никогда не цитируйте документ напрямую, такой ответ не засчитывается! Необходимо изложить содержание ответа своими словами (по пунктам) и – в идеале – в скобках указать на тот фрагмент текста, из которого вы «выудили» информацию.
7. В заданиях С3-С5 постарайтесь как минимум на 1-2 пункта превысить требуемый результат (т.е. назвать, например, не 3, а 4 причины какого-либо явления). Т.е. не ограничивайтесь минимумом!
8. В задании С4 могут спросить что угодно (это своего рода синтез старых, до 2011 г., заданий С4 и С6). Постарайтесь вспомнить все, что знаете о данной эпохе, данных исторических деятелях и пр., и ответить максимально полно на ВСЕ заданные в задании вопросы. Если вам попался вопрос о причинах чьей-либо победы (или поражения), не забывайте, что ответ обычно складывается из двух частей: а) в чем была сила победителя, и б) в чем – слабость проигравшего.
9. В задании С5 принята новая формулировка: В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются раз-личные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
|
|
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить дан-ную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …
Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
Внимание! Нужно привести именно аргументы, подтверждающие избранную точку зрения. Факт сам по себе не засчитывается, должно быть указано на связь между тезисом и фактом. Следовательно, если вы просто напишите «В России было мало (много) мануфактур», этот ответ не зачтут. Идеальная форма ответа: вы приводите некий факт, свидетельствующий, по вашему письменному мнению, о подтверждении или опровержении тезиса (тезис фактически пересказывается своими словами). Ответ здесь, таким образом – это развернутое предложение, две части которого соединены словами что свидетельствует (это свидетельствует и т.п.).
При ответе в этом задании желательно чаще употреблять слова «по мнению некоторых историков», «как полагает ряд специалистов по истории России», «в исторической науке существует мнение» и т.п. – даже если Вы не можете привести фамилию историка – автора того или иного мнения. Как правило, такие мнения действительно есть, и ответ приобретает дополнительную солидность и убедительность. На апелляции всегда можно на это мнение сослаться, хотя лучше до этого не доводить.
Лучше привести в ответе побольше фактов, препарированных в аргументы, но при их нехватке один и тот же факт может быть как аргументом в подтверждение, так и аргументом в опровержение тезиса (тогда надо использовать выражение «несмотря на…»). Например:
Аргумент в подтверждение:
- в России 17 века было очень мало мануфактур (около 30 к концу столетия), в то время как на Западе они получили широкое распространение – это свидетельствует о значительной изоляции России от стран Запада и его экономических достижений.
Аргумент в опровержение:
- несмотря на малое число мануфактур, они основывались иностранцами и способствовали, по мнению некоторых исследователей, заимствованию новых технологий, что свидетельствует о развитии связей с Западом.
10. Задание С6 – свободный развернутый ответ на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. Оно является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Формулировка этого задания включает своеобразный план, который является основой для ответа:
«Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений».
Необходимо выбрать именно одного исторического деятеля – рассказ о двух или трех исторических деятелях отвлекает время и не дает никаких дополнительных баллов. При этом эксперт, проверяющий работу, оценивает ответ по первому деятелю и не обязан читать остальные, чтобы выбрать лучший из ответов.
При выполнении данного задания не требуется приводить какие-либо подробности биографии исторического деятеля, относящиеся к его детству и юности, семье и т. п. Также не требуется давать характеристик психологического плана, относящихся к личностным качествам деятеля. Задание не требует давать собственную оценку эффективности деятельности исторической личности. Все это лишняя информация, которая не оценивается!
|
|
Внимание! При выборе деятеля помимо собственных знаний следует руководствоваться еще одним важным критерием. Задание требует дать краткую характеристику направлений деятельности. В зависимости от того, какого исторического деятеля выбрал выпускник, количество направлений деятельности, достаточных для ее полной характеристики, может быть различным, но оно всегда превышает одно. При этом нередко составители включают в задание деятелей, по которым только одно направление и приходит в голову (например, М.Б. Барклай де Толли – военная деятельность). Лучше от таких деятелей держаться подальше и выбирать их лишь в крайнем случае. Оптимальный выбор – какой-нибудь правитель, у них всегда много направлений деятельности.
Проверка выполнения задания С6 осуществляется по трем критериям: К1 – указание времени жизни исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений деятельности, К3 – характеристика результатов деятельности (событий, достижений и т. п.). Максимальный балл по первому критерию – 1, по второму – 3, по третьему – 2.
При оценивании выполнения задания по первому критерию нужно учитывать, что ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или десятилетий (например, «первая половина XIX в.», «30–80-е гг. XVI в.»). Указание точных лет жизни не требуется.
Допускается, когда вместо лет жизни указываются годы (или период) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности. Если эти даты указаны верно, то такой ответ также может быть засчитан как правильный по критерию 1.
По второму и третьему критериям оценивается характеристика основных направлений деятельности и ее результатов (событий, достижений и т. п.). Направления лучше характеризовать нумерованным или маркированным списком, раскрывая (после двоеточия или в скобках) основные события, достижения и т.п. по данным направлениям.
Направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике правителя в целом, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах и т. п. Направления деятельности необходимо отличать от конкретных событий (например, «борьба против монголо-татарского ига» – это направление деятельности, в рамках которого произошло событие – «стояние на р. Угре»).
|
|
Возможные направления деятельности правителей или государственных деятелей:
– внешняя политика в целом
в ее рамках:
– отдельные направления (отношения с конкретными странами / народами / группами стран и задачи по этим направлениям);
– внутренняя политика в целом
в ее рамках:
– сфера государственного управления (система органов государственной власти – центральной и местной), составление новых законов (законопроектов)
– военная сфера (армия и флот)
– взаимоотношения с Церковью
– взаимоотношения с обществом (репрессивное подавление или сотрудничество)
– экономическая политика (какие отрасли хозяйства были приоритетными, за счет чего они развивались)
– социальная политика (в отношении отдельных групп населения – дворян, крестьян и пр.)
– культурная (или культурно-идеологическая) политика (обоснование проводимого им курса, поощрение той или иной идеологии, религии, деятельность в сфере образования и просвещения, строительство храмов и т.п.).
Внутриполитическая деятельность некоторых правителей (например, Николай I) может быть охарактеризована и в ином ключе:
– реакционный (консервативный) курс – деятельность по сохранению существующего строя;
– реформаторская деятельность (проведение преобразований в разных сферах деятельности)
Возможные направления деятельности военных и общественных деятелей, деятелей культуры и пр.:
– война (участие в войнах, походах, восстаниях и пр.)
– дипломатия
– участие в государственном управлении (проведение реформ, подавление оппозиции и т.п.), составление новых законов (законопроектов)
– участие в общественно-политической жизни (в политических партиях, общественных движениях и течениях, церковной жизни и пр.)
– участие в культурной жизни; в ее рамках:
– наука
– религия и / или идеология
– образование и просвещение
– художественная культура (литература, архитектура, изобразительное искусство, театр, музыка и пр.)
Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать изложение и раскрытие содержания основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие причинно-следственных связей. Следует приводить только те факты, в которых вы твердо уверены!
Под характеристикой результатов деятельности понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения деятельности личности для определенной эпохи, истории страны в целом. Характеристику результатов лучше давать после характеристики направлений, но при этом строго привязав ее к характеристике направлений (т.е. под теми же пунктами нумерованного списка).
Итогом могут быть:
– (не)решение задач во внешней политике, успехи / неудачи в войнах (дипломатических переговорах), утрата (приобретение) территорий, рост или падение международного авторитета,
– успехи в реформах, обновление старой системы государственного управления, армии и флота, создание новых законов и структур управления (которые просуществовали десятки или сотни лет) либо, напротив, неудачи в реформах, сохранение старых или создание новых неэффективных структур, что привело к поражениям уже при жизни правителя или кризису государства вскоре после его смерти (или отстранению правителя от власти),
– сотрудничество государства и общества, общественный подъем, поддержка политики, либо, напротив (или вместе с тем), противодействие общества и народа, формирование оппозиционных движений (течений общественной мысли), восстания, теракты и пр.,
– рост или упадок экономики в целом и ее отдельных отраслей,
– улучшение или ухудшение экономического и правового положения отдельных групп населения,
– культурный подъем или упадок, распространение религии, просвещения и пр., секуляризация, европеизация культуры, создание выдающихся памятников культуры и пр.