Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
(Подготовка к ГИА. 9 класс)
I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
1. Внимательно прочитайте задание С2.1. Определите, по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика).
2. Определите ключевые слова, например, синонимы, архаизмы, вводные слова, сложносочинённые предложения и т.д.
3. Внимательно читайте текст, выделяя лексические и грамматические явления текста.
4. В формулировке утверждения (тезиса) можно использовать высказывание известного лингвиста (писателя, публициста и др.)
5. В основной части сочинения надо привести по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
6. В заключении сочинения необходимо сделать вывод, вернувшись к фразе лингвиста (писателя, публициста и др.)
7. Внимательно проверьте черновой вариант, внесите необходимые изменения, исправьте ошибки. Написание отдельных слов проверьте по словарю. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
|
|
8. Внимательно, без исправлений, разборчивым почерком перепишите сочинение.
II. Теоретический материал по лексике и грамматике
Г.Степанов: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Данное высказывание состоит из двух частей. Первая часть высказывания подразумевает словарный запас языка, который используют люди в речи.
· Язык – это слепок нашего мышления
· С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира
· Язык – средство сообщения информации
· Язык служит для передачи чувств и эмоций
Языковые средства языка | |||
изобразительно-выразительные | лексика | синтаксис | |
тропы | фигуры | ||
Характеристика русской лексики
Слова с точки зрения количества значений | |||||||||
однозначные кедр, контекст, экватор | многозначные хлеб, линия, пар | ||||||||
прямое значение первичное значение; предмет называется словом непосредственно, прямо: письменный стол, вкусное яблоко | переносное значение вторичное значение, возникшее на основе прямого | ||||||||
по сходству метафора: золотое сердце, хвост поезда | по смежности метонимия: класс замер, сеешь ложечку, читаю Пушкина | часть называется по целому или целое по его части синекдоха: мы все глядим в Наполеоны | |||||||
Лексика с точки зрения происхождения | |||||||||
исконно русская мать, видеть, дерево, ласковый, вдруг, обман, два, лицо, уметь, мудрый, вчера | заимствованные квартира, барабан, фрукт, суффикс, каникулы, поэзия, режиссёр, кекс, джинсы | ||||||||
Лексика с точки зрения употребления | |||||||||
общеупотребительная слова, использование которых свободно, ничем не ограничено: история, весёлый, лес, дом, всерьёз | ограниченная в употреблении | ||||||||
людьми, живущими в определённой местности - диалектизмы гутарить, кочет | социальными группами лиц- жаргонизмы: предки (родители), ящик (телевизор) | людьми определённых профессий- профессионализмы плеоназм, коррозия, кегль (размер шрифта) | людьми, не владеющими нормами литературного языка - просторечн-ая лексика | ||||||
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса | |||
лексика активного запаса повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке | лексика пассивного запаса слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны ещё не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка | ||
устаревшая | новая | ||
историзмы вышли из употребления, как и обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут | архаизмы заменились современными синонимами: очи-глаза, выя-шея | неологизмы: лунит, СМИ (общеязыковые); звездились (авторские) | |
Лексика с точки зрения стилистической окраски | ||
нейтральная институт, дом, книга | книжная дерзновенный, регресс, созидательность, сподвижник | разговорная домик, жадина, вкуснятина |
Вторая часть высказывания содержит понятие «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений.
|
|